Вход    
Логин 
Пароль 
Регистрация  
 
Блоги   
Демотиваторы 
Картинки, приколы 
Книги   
Проза и поэзия 
Старинные 
Приключения 
Фантастика 
История 
Детективы 
Культура 
Научные 
Анекдоты   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Персонажи
Новые русские
Студенты
Компьютерные
Вовочка, про школу
Семейные
Армия, милиция, ГАИ
Остальные
Истории   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Авто
Армия
Врачи и больные
Дети
Женщины
Животные
Национальности
Отношения
Притчи
Работа
Разное
Семья
Студенты
Стихи   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Иронические
Непристойные
Афоризмы   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рефераты   
Безопасность жизнедеятельности 
Биографии 
Биология и химия 
География 
Иностранный язык 
Информатика и программирование 
История 
История техники 
Краткое содержание произведений 
Культура и искусство 
Литература  
Математика 
Медицина и здоровье 
Менеджмент и маркетинг 
Москвоведение 
Музыка 
Наука и техника 
Новейшая история 
Промышленность 
Психология и педагогика 
Реклама 
Религия и мифология 
Сексология 
СМИ 
Физкультура и спорт 
Философия 
Экология 
Экономика 
Юриспруденция 
Языкознание 
Другое 
Новости   
Новости культуры 
 
Рассылка   
e-mail 
Рассылка 'Лучшие анекдоты и афоризмы от IPages'
Главная Поиск Форум

Детективы, боевики - Детективы - Склад готовых рецензий

Фантастика >> Клуб любителя фантастики >> Литературная критика и рецензии >> Рецензии Freelancer'а >> Детективы, боевики
Хороший Средний Плохой    Скачать в архиве Скачать 
Читать целиком
Рецензии Фрилансера: Разные Авторы

---------------------------------------------------------------

© Copyright Влад Шиловский

Date: 8 Feb 1999

Пишите. Мылом, на FreeLancer'а

freelancer@norcom.ru

---------------------------------------------------------------

* РЕЦЕНЗИИ В РОССЫПЬ *
* РУССКАЯ ФАНТАСТИКА *
Хвосттрубой Хвосттрубой.
Домашний дух иль божество,

всех судит этот идол вещий,

и кажется, что наши вещи -

хозяйство личное его.

Шарль Бодлер.



     Юный Хвосттрубой отправляется в путешествие. Открывая новые земли, он знакомится со многими существами, населяющими их, узнает много нового о своем племени и себе самом. В долгих странствиях он взрослеет, набирается опыта и учится разбираться в жизни. Удивительные приключения и тяжелые испытания ждут его в пути. Этот путь можем пройти с ним и мы, читая эту книгу.

     Красивая сказка-фэнтэзи, в чем-то похожая на книги Толкина. Скорее всего, общим настроением - свежесть восприятия героями окружающего мира, природы, полной жизни и сияния, заставляет читателя поверить в происходящее. Правда, здесь нет эльфов, гномов или хоббитов, но герои книги - существа не менее загадочные и таинственные. Кошачий народ - свободолюбивое и гордое племя, шествует по страницам, преисполненное мудрости и озорства. Бок о бок с ним живут и другие обитатели полей, лесов, болот и рек - занятые своими делами и заботами. Есть и люди. Кстати, по кошачьим преданиям верзилы, то есть мы с вами, произошли от не в меру заносчивого кота и в наказание лишенные хвоста, обязанные кормить и оберегать своих более благоразумных предков. Вообще, у кошек масса преданий, сказаний, песен и легенд, свои нравы и обычаи, запутанная история и туманное будущее. И если внимательней приглядеться к этим нашим соседям, то станет ясна правдивость слов Бодлера:


     "... замечаю удивленно,

     что сам во внутрь себя глядел,

     что в пристальности глаз зеркальных,

     опаловых и вертикальных,

     читаю собственный удел."
* РУССКИЙ БОЕВИК *
* ПРОЗА *
* ПЕРЕВОДНОЙ ДЕТЕКТИВ *
Том Клэнси, Мартин Гринберг. Политика [5]
Том Клэнси, Мартин Гринберг. Политика. - М.: Гудьял-Пресс. 1998.


     "- Клянусь Господом, теперь качество экстра-люкс, теперь все понятно, торжествующе произнес Гролин. - Между прочим, кто этот Захар?


     Нимец повернулся к Барнхарту.

     - Как ты думаешь, это имя или фамилия?"


     Очередной фантастико-политический роман Тома Клэнси посвящен событиям в России после смерти нынешнего президента. Политический кризис дает толчок террористическим действиям, управляемым одним из кандидатов на роль нового правителя страны. На фоне этой ситуации добрые американцы, преследуя свои экономические и политические интересы, спасают русских старушек от русских панков, пьют русское шампанское "Кристалл" и посылают русским гуманитарную помощь. 31 декабря 1999 года они отмечают наступление нового тысячелетия, хотя наступает оно, как известно, первого января 2001 года. Странные люди. Праздник завершается чудовищным взрывом, расследованию причин которого посвящена большая часть романа. В общем и целом, настрой книги таков, что Россия создает проблемы, а Америка их решает. Как она любит их решать, мы уже видели в Сербии. Здесь, правда, масштаб поменьше, так как активным действующим лицом становится не правительство США, а некая гигантская корпорация, обладающая достаточной мощью, чтобы улаживать международные конфликты ко всеобщему удовольствию.

     "Политика" - очередная работа мастера политического детектива, выполненная на твердую "четверку".
В. ШИЛОВСКИЙ
* ПЕРЕВОДНАЯ ФАНТАСТИКА *
* РАЗНОЕ *
И.Костоев, В. Викторов "Россия: преступный мир" И. Костоев, В. Викторов "Россия: преступный мир". - Москва, 1998, "АСТ", серия "Русская бойня".


     Книга, написанная следователем Исой Магометовичем Костоевым в соавторстве с В. Викторовым, погружает четателя в мир жестокости и насилия, творящегося в нашей стране. Бесконечная криминальная хроника дополняется делами из практики Костоева, такими как дело Чикатило, Кулика и т.д. и описанием структуры профессиональной и организованной преступности.

     Свежесть содержащихся в книге материалов позволила включить в нее сведения о нашумевших в последнее время преступлениях. Упомянут даже такой молодой вид преступлений, как компьютерные. Читая обо всем этом поневоле приходишь к выводу что такого понятия как "личная безопасность" в нашем обществе не существует. Впрочем, мы знали об этом и раньше, не так ли? И все же, если вы еще плохо знакомы с российской преступностью - эта книга будет для вас неплохим справочным пособием.
С.Водолеев. СуперЭнциклопедия РС. Стратегии и имитаторы. выпуск 2
С. Водолеев. СуперЭнциклопедия РС. Стратегии и имитаторы. выпуск 2. - 1997, Москва, "АСТ".

     Этот пухлый том вызывает страх и уважение. На его 786-и страницах вольготно расположились описания десяти игр. Но эти описания дают суперполный, суперподробный и суперскурпулезный анализ всего, что вы хотели знать об этих играх, но не знали у кого спросить. Кто-то может сказать, что такое рассусоливание годится только для очень недалеких игроков, неспособных играть даже в тетрис... но я знаю людей, которые согласны отдать мизинец на левой руке за толковое описани Magic: The Gathering. Это у нас, а на диком западе по играм выпускаются всевозможные сборники хинтов, читов, инструкций, описаний, солюшенов, и даже беллетризаций, превосходящих порой по объему СС Л. Толстого. Работа автором проделана огромная. Остается его только пожалеть....
П.С.Таранов. Дерзкие тайны общения П.С. Таранов. Дерзкие тайны общения. - 1997, Симферополь, "Реноме".

     Еще один учебник жизни. Простенькое умозаключение что парадоксальное мышление может придать обыденным ситуациям остроту, а банальным рассуждениям новое, оригинальное направление - побудило автора развернуть эту тему на 500 с лишним страниц. Конечно, много места занимают примеры из истории, литературы или живописи - зачастую действительно интересные и любопытные, так что комментарии автора к ним выглядят на редкость невыигрышно (особенно это заметно в главе "Добавить, чтобы... убавить", где Таранов дает поправки к изречениям знаменитых философов).

     Иной раз хочется чтобы автор заткнул фонтан своего красноречия. Постоянно натыкаешься на образцы его словотворчества и это неприятно. "Законопохожая привычность", "нижепомещенная репродукция", "человекообщение", "козненаправленные интриги", "умосостояния духовибраций"... все это вдобавок "кратко, набросовко, экивоковко". Замысловато.

     Для увеличения объема в текст воткнуты огромные куски литературных произведений. Например, рассказ М. Шолохова "Жеребенок" приведен целиком (9 стр.!) исключительно для того, чтобы продемонстрировать инверсию во фразе "губы... пенились кровью". Так держать.

     С плохими новомтами все. Тепреь хорошие. Их мало. Одна. Одолев сей труд, вы с чистой совестью можете вырвать из него листок плотной бумаги и стать сертифицированным "экспертом коммуникалистики". Если это произойдет, я, пожалуй, первым приду вас поздравить. И, может быть, прочитаю вслух стихотворение Франсуа Вийона, тоже посвященное инверсии и парадоксам...

     Вот истины наоборот -

     Лишь подлый слабых бережет,

     Один насильник судит право,

     И только шут себя блюдет,

     Осел достойней всех поет,

     И лишь влюбленный мыслит здраво.
Джо Лиллан, Рам Дасс. Л.С.Д.

     Бог пришел в Соединенные Штаты Америки в виде ЛСД...
Вчера и сегодня читал книгу, объединившую в себе труды неких Джо Лиллана и Рам Дасса. Ревущие 60-е, THE BEATLES, хиппи, "Двери восприятия" Олдоса Хаксли и пик популярности диэтиламида лизергиновой кислоты (LSD-25).

     Оба автора занимались экспериментами по применению психоделиков с целью раздвинуть границы восприятия и достигнуть измененных состояний сознания. Несмотря на общность подходов (и, возможно, результатов) к выводам они пришли различным. Что и отражено в книге.

     Джо Лиллан пишет сухим научным языком, используя такие маловразумительные термины как "самометапрограммирование", "человеческий биокомпьютер" и т.д. (Мы тут как то прикалывались насчет "хаканья биокомпьютера"). В течении пяти лет Лиллан под эгидой какого-то научного учреждения кормил экспериментальную группу ЛСД (и себя не забывал), изолировал добровольцев от внешнего мира, погружая в ванну с теплым водно-солевым раствором и сводя световое и шумовое воздействие к минимуму. В результате подопытного перло и глючило, но движимый научными интересами он предавался не гедонизму, а самоанализу, погружаясь на все более глубокие слои сознания.

     В первое время, когда "я" подопытного расширялось в бесконечность, ему виделись различные негуманоидные существа или духовные сущности, обитающие во вселенной, частью мыслей-планов-организмов которых он являлся.

     Однако, как показали дальнейшие исследования, эти образы являлись лишь проекцией потребности испытуемого не быть в одиночестве в том внутреннем пространстве, где он оказался. Внешние голоса на самом деле шли из глубины мозга, от метаподпрограмм и сверхличностных программ.

     На этом уровне исследований задачей являлось вычленение отдельных метапрограмм и упорядочивание их. Интересен пример с ключами, когда подопытный представлял свои программы как запертые комнаты. Подобрав ключи к большинству из них, он упорядочил содержащиеся в них данные, а особо защищенные комнаты вывернул наизнанку через замочную скважину, выявив содержавшиеся в них образы, заблокированные в глубоком детстве. Интересно, что он попытался перенести внутренний опыт на внешний мир - выбросил ключи и оставил открытыми двери в свой дом, но не заставившая себя ждать кража расставила все по своим местам.

     В конце своего отчета автор признает, что не обнаружил в своих исследованиях ни Души, ни Бога, но также не добрался и до основных программ, управляющих тонкими процессами в человеческом мозге. Тем не менее, основная мысль состоит в том, что в мире все меньше мест, где мог бы спрятаться Всевышний.

     К противоположным выводам пришел Рам Дасс. Опыты с псилоцибином и ЛСД привели его в Индию, где он приобщился к восточным учениям и встал на путь просветления. Книга написана довольно легким языком, в ней приводятся случаи из жизни Рам Дасса и его рекомендации по овладению измененными состояниями разума. Многие его рассуждения о природе человека, его месте в этом мире и путях цивилизации не потеряли своей актуальности и могут быть темой обсуждения и сейчас.

     Стоит ли читать эту книгу? Решать вам. Все это хотя и экзотично, но далеко не ново. Аналогичные мысли можно найти и в других источниках, которые и чище и свежее. Тем не менее неплохо помнить о том, что жизнь - это только танец.
Спутник киномана: справочник-каталог зарубежного кино Спутник киномана: справочник-каталог зарубежного кино. - Винница, 1996, Континент-ПРИМ.

     Действительно хороший справочник. Продуманная структура и большой объем информации (5000 фильмов, 8000 актеров, 2000 режиссеров) делают его удобным инструментом поиска сведений о том или ином фильме. Анннотации к фильмам изобилуют интересными фактами. Так что если вас не пугает полное отсутствие иллюстраций и болшая вероятность того, что о вашем любимом фильме будет написано: "посредственно", "вторично", "глупейший". Серьезное издание все-таки.
Ю.Буркин, К.Фадеев. Осколки неба или подлинная история Битлз. [7]


     Ю. Буркин и К. Фадеев. Осколки неба или подлинная история Битлз. - 1997, Москва, "АСТ".

     Они были легендой. Их любили повсюду. Теперь эта легенда принадлежит нам. Ничего удивительного, эта книга могла бы появиться намного раньше. Или могла бы не появиться вовсе. Авторы подошли к делу с должным тщанием и добились успеха. Ливерпульская четверка преодолевает барьеры времени и пространства и оказывается такой свойской, что можно поклясться, что именно так все и было на самом деле. Неважно, что некоторые события смещены по времени - это уже история, которую нужно слушать и наслаждаться бесшабашной энергией, плещущей на страницах. Тихий Пол и неистовый Джон не могли не встретиться. А Ринго и Джордж не могли остаться в стороне от них. Все предопределено. Божий промысел ясен как божий день. Эти люди стали единым целым, просто потому что это было правильным. Были и другие, но четверка оставалась четверкой, магической и всемогущий. У них была сила и они пришли на землю, чтобы отдать ее всем. Потрясенный мир не сразу оправился от их слепящего света, выплеснутого со сцены в залы, дома, уши, сердца и другие места, котрые можно было заполнить пронизывающим все и вся потоком энергии. Это потом, когда стало ясно, что поток этот не вечен, раздались голоса, сожалеющие о том, что сила, данная музыкантам свыше, была растрачена зря, исчезла в хаосе направлений, сгинула в ненасытном чреве порока. Мистические совпадения служили неплохой опорой такому мнению, и со временем их становилось все больше. "Битлз" стали культом, явлением, изменившим мир, и распавшимся на составные части, утерявшие вместе с единством и свою волшебную мощь.

     Книга рассказывает о взлете и падении "Битлз". Живые люди или орудия Провидения - они творили среди нас и остались с нами навсегда. Их музыка будет вечной, а шанс, который они дали миру, еще может быть востребован. Незамедлительно.


     We were talking

     About space between us all.

     And the people,

     Who hide themselves behind a wall

     Of illusion.

     Never glimpse the thruth - then it's far

     Too late - when they pass away...


     (Говорили

     О космосе, что меж всех нас.

     И о людях,

     что спряталисьв стенах

     Из иллюзий.

     Промелькнет чистый свет, но зачем?

     Слишком поздно, их уж нет...)
Жорис-Карл Гюисманс. Наоборот. [7] Жорис-Карл Гюисманс. Наоборот.

     Итак, в конце девятнадцатого века натурализм в литературе достиг своих вершин и оттуда, с вершин, смотрел вперед, ища дальнейших путей развития. Увы, их не оказалось, или они в то время были скрыты за некоей пеленой, мешавшей узреть светлые дали моралистких идеалов и плодородные долины сюжетов. Движение застопорилось, да и места на вершине Олимпа (или Парнаса, кому как угодно) было мало. И писатели понемногу стали нащупывать обходные пути. Одним из первых, кто встал на тропу символизма, стал Жорис-Карл Гюисманс. Его роман "Наоборот", написанный в 1884 году, стал поворотной вехой, отметившей зарождение нового литературного направления. "Кораном декаданса" назвал его Оскар Уайльд.

     Что же представляет из себя это произведение, оправдывает ли оно такую оценку? О чем вообще речь? Извольте ознакомиться.

     Потомок древнего рода (Гюисманс практично заметил, что перепетии высшего света интересуют читателя куда больше, чем жизнь низших сословий) Жан дез Эссент, сам в определенном роде искусственное создание, вырожденец - тяготится бесшабашной жизнью парижского щеголя, и отправляется в провинцию. В село, так сказать. Деньги помогают ему построить вдали от любопытных глаз свой собственный мирок. Описанию этой искусственной среды и посвящена большая часть романа. Это галерея символов, обьединенных в эстетическом ряду, представляющих собой некий художественный идеал, к которому стремится дез Эссент. Интерьер комнат отвечая взыскательному вкусу хозяина, позволяет ему менять обстановку как заблагорассудится, подбор картин выдает в нем натуру впечатлительную и склонную к мистическим переживаниям - "Саломея" Гюстава Моро, гравюры Яна Луикена, работы Одилона Редона и других мастеров - в них таятся загадки и секреты, пробуждающие воображение; билиотека, полна латинских и французских книг, сделанных на заказ, имена авторов внушают невольное уважение (по крайней мере мне, никогда не читавшему ни Макробия, ни того хуже, Рутилия). Перечислять чудеса и диковины этого дома можно еще долго, но автор это сделал задолго до и гораздо лучше меня. Лучше посмотрим, чем же занимается Жан дез Эссен в своем раю. Да, это его рай и здесь он подобен богу, и подобно богу он творит, пытаясь превзойти природу в ее сферах деятельности. То на "губном органе", предоставляющем в его распоряжение богатый выбор вин, коньяков, ликеров и прочих спиртных напитков составляет "вкусовые симфонии", то из ароматических составов конструирует симфонии запахов. Единственная проблема состоит в том, что здоровье не позволяет ему дойти в своих опытах до конца. О вреде алкоголя вам особо рассказывать не надо, но, как выясняется, и запахи представляют немалую опасность для болезненного и анемичного экспериментатора. Постоянное недомогание, внезапные приступы слабости, потеря сознания - такое могло бы обескуражить кого угодно, но не дез Эссента. Вся сила в воображении, подкрепленном волей. И вот он в июльскую жару сидит в санях, закутавшись в шубу, представляет что сейчас середина зимы, и крикам "До чего ледяной ветер! Окоченеть можно!" вгоняет себя в дрожь. Хорошее средство для борьбы с действительностью. Крупная победа в этой области была одержана дез Эссентом во время его поездки в Англию, которая закончилась еще на вокзале, где он понял, что в сущности все города одинаковы, а природа не стоит того, чтобы ей любоваться. "В общем я получил все, что хотел увидеть и почувствовать. С тех пор, как я выехал из дома, я только и делал, что набирался опыта английской жизни. И мучиться, переезжать с места на место, растрачивать драгоценные впечатления - чистое безумие".

     Овладев своим воображением, дез Эссент взялся за преобразование живой природы. Но и здесь его ждала неудача. Черепаха с золоченым панцирем, инкрустированным драгоценными камнями не пожелала вписываться в интерьер дома и самым вульгарным образом издохла, а экзотические растения, похожие на искусственные цветы или передразнивающие человека и животных, увяли несмотря на хороший уход. В результате дез Эссенту не осталось ничего другого, кроме как обратиться к размышлениям о себе самом и о Боге. Чем кончились эти раздумья, мы так и не узнаем - жизнь победила отчужденность дез Эссара самым грубым методом - неприятностями с пищеварением. Отсюда и название романа, извините, если даю слишком туманный намек... и единственная крупная победа дез Эссара над враждебной ему средой, заключалась в том, что он принял способ принятия пищи, навязанный ему болезнью, чтал находить в нем удовольствие и даже занялся составлением меню. Что тут можно сказать... мир жесток, декаданс вечен, человек непостижим.
Размышления и афоризмы французских моралистов XVI-XVIII вв
Размышления и афоризмы французских моралистов XVI-XVIII веков. - 1995, СПб, "Corvus".

     Книги из серии "Библиотека мировой литературы" всегда оправдывают ожидания читателя. Высокое качество перевода, продуманный подбор материала, обширные комментарии - все это составляет заслуженную славу петербургской серии.

     Моралистическая литература - это особый жанр, относящийся к литературе философской, но разбирающий довольно общие философские проблемы по отношению к человеку и обществу, тем самым обращаясь к вопросам морали.

     Шестнадцатый век представлен одним писателем. Это Мишель Монтень. Здесь представлены выдержки из его "Опытов" - энциклопедического труда, считающегося одним из наибольших достижений человеческой мысли. Лично мне импонирует то, что при всей многословности, Монтень остается верен простым и точным определениям, приводя доводы и аргументы, в которых видна забота в первую очередь об их логичности, а не о форме, в которую должно их облечь. Достойно всяческого уважения то упорство, с которым он взялся за сложное дело размышления, та честность, с которой он говорит о себе и те успехи, которых он достиг на этом пути. Пусть некоторые его выводы кажутся ложными, это происходит скорее оттого, что в наше время мы исходим из других предпосылок, нежели люди шестнадцатого века в отношении преданности государю, устройства общества, и прочих положений, являющихся достоянием конкретной эпохи, чем оттого, что логические построения самого Монтеня были неверны.

     В то же время, такие вечные проблемы, волнующие человека, как страдание, добродетель, порок, судьба, воспитание, смерть, к которым Монтень подходил с позиций стоиков, и сейчас выглядят изложенными в его трудах просто и убедительно. Конечно, это ни в коей мере не остановит человека от того, чтобы самому пытаться в них разобраться, но знакомство с "Опытами" полезно для него тем, что они могут подтолкнуть его к новым мыслям, уберечь от ошибок 400-летней давности, и открыть ему ту простую истину, что умные люди бывали и до него.

     XVII век представлен двумя авторами - Франсуа де Ларошфуко и Жаном де Лабрюйером. Эпоха возрождения прошла, настала эпоха Просвещения. На смену длинным рассуждениям пришли афоризмы. Это, с одной стороны хорошо, так как меньше утомляет читателя, легче запоминается, и не дает писателю чересчур увлекаться красотами пейзажа. Но с другой стороны, тут нередки повторения, заимствования, некоторая вымученность, порожденная требованиями момента. Так, масса афоризмов посвящена нравам парижского света, и хотя весьма поучительна, все же проникнуться тяготами бытия французской знати мне лично было тяжело.

     Похоже, в XIII веке писателей-моралистов было еще больше. По крайней мере, здесь мы видим уже три имени: Люк де Клапье де Вовенагр, Никола-Себастьен де Шамфор и Антуан де Ривароль. Тут оригинальность мысли почти исчезает, афоризмы становятся все злободневнее и можно всерьез говорить, что высказывания одного писателя нравятся вам больше, чем другого - просто, у другого они лучше выражены (на ваш вкус, конечно, тем более что авторы много внимания уделяют этому понятию).

     В общем, не буду трогать классиков за святое, тем более что книга такого плана требует прочтения неоднократного. Пожалуй, я оставлю ее себе.


     * * *


     Изумительно суетное, поистине непостоянное и вечно колеблющееся существо - человек. Нелегко составить себе о нем устойчивое и единообразное представление.


     Неплохо родиться в испорченный век, ибо в сравнении с другими вы без больших затрат сможете сойти за воплощение добродетели. Кто не прикончил отца и не грабил церквей, тот уже человек порядочной и отменной честности.


     Для всякого, кто умеет как следует оценить свои возможности и в полной мере использовать их, размышление - могущественный и полноценный способ самопознания; я предпочитаю самостоятельно ковать себе душу, а не украшать ее заимствованным добром.

     Мишель Монтень
У нас всех достанет сил, чтобы перенести несчастье ближнего.
Истинная любовь похожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел.
Ум всегда в дураках у сердца.

     Франсуа де Ларошфуко.
Мы так любим критиковать, что теряем способность глубоко чувствовать поистине прекрасные творения.
Жизнь - это то, что люди больше всего хотят сохранить и меньше всего берегут.

     Жан де Лабрюйер
В чем только не убеждают человека страх и надежда!
Все люди рождаются правдивыми, а умирают обманщиками.
Мы так многое в жизни презираем, чтобы не исполниться презрением к самим себе.

     Люк де Клапье де Вовенарг
Люди делятся на две части: у одной, меньшей, есть обед, но нет аппетита; у другой, большей, - отличный аппетит, но нет обеда.
Жизнь - это болезнь, которую каждые шестнадцать часов облегчают сном, но он - мера временная, настоящее же лекарство одно - смерть.

     Никола-Себастьен де Шамфор.
Из двадцати человек, говорящих о нас, девятнадцать говорят плохое; двадцатый говорит хорошее, но делает это плохо.
Любовь - это мелкая кража, которую удается совершить природному порядку вещей у порядка общественного.
Ничто так часто не отсутствует, как присутствие духа.

     Антуан де Ривароль.
Нихон Реики. Японские легенды о чудесах
Нихон Реики. Японские легенды о чудесах. - 1995, "Гиперион".


     Три свитка, полное название которых "Нихонкоку гэмпо: дзэнъаку ре:ики", что переводится как "Записи о чудесах дивных воздаяния прижизненного за добрые и злые дела, случившиеся в стране Японии" (о, великий и емкий японский язык!) представляют собой сборник буддийских преданий и легенд, составленный в конце VIII - начале IX веков монахом Ке:кай. Развитие буддизма в Японии нуждалось в подобных работах и "Нихон реики" наряду с другими памятниками литературы, имели достаточно широкую аудиторию читателей. Текст сборника часто использовался в проповедях и публичных выступлениях сторонников буддизма.

     Как бы там ни было, эти свитки, появившиеся в глубине веков, дошли до нашего времени в целости и сохранности, а теперь переведены на русский язык, что дает российскому читателю, буде у него возникнет желание, ознакомится с этим каталогом чудес.

     Что же примечательного в "Нихон реики"? Ну, во-первых, ясно видно, что автор их был чрезвычайно добросовестным и увлеченным человеком. Не питая заблуждений относительно своего ума и способности судить о путях Божественного, он оставляет читателю возможность самому делать выводы из написанного, хотя будет несказанно удивлен, если эти выводы не совпадут с его собственными. Право слово, истории настолько убедительно изложены, что вполне уместен изумленный вопрос автора: "Как можно не верить в кармическое воздаяние?". Я не знаю как, и поэтому чувствую себя жутко испорченным человеком.

     Сюжеты легенд достаточно занимательны и разнообразны, чтобы читатель не заскучал над книгой. Некоторые из них повторяются в различных вариациях - это истории о путешествиях в царство мертвых, о находках поверженных статуй Будды, о перерождениии грешников, переписывании сутр и т.д.

     Подкупает простота стиля, каким написаны предания (хотя почему "подкупает"? Народное творчество отшлифовало эти рассказы, так что совершенно естественно дивиться их завершенности) и тщательность в указании источников: "Э-но Убасоку происходил из рода Камо-но Энокими. Сейчас этот род зовется Такакамо-но Асоми. Он родился в деревне Тихара, что в уезде Кодзураки-но Ками в провинции Ямато". Попробуй после таких подробностей усомниться в том, что этот самый Э-но повелевал богами, ходил по морю аки по суху, летал словно феникс, в конце концов стал святым и вознесся на Небо... Я не рискну.

     Слово о наказании в этой жизни за безжалостное взваливание на лошадей непомерных тяжестей.

     В давние времена в провинции Кавати жил торговец дынями. Звали его Исовакэ. Он нагружал на лошадей непомерные тяжести. Когда лошадь не могла сдвинуться с места, он злобно хлестал ее, понуждая идти. У лошади, изможденной перевозкой тяжестей, из глаз текли слезы. Продав дыни, он убивал лошадь. Так он убил много лошадей. Как то раз, только он заглянул в кипящий котел, как оба его глаза упали туда и сварились.

     Близко воздаяние в этой жизни! Нужно верить в карму. Видишь животных - а это наши родители в прошлом. Мы проходим через шесть путей жизни и четыре формы рождения и поэтому нельзя не быть сострадательным.

     Слово о том, как украденные шелковые одежды были возвращены благодаря молитвам бодхисаттве Ме:кэн.

     В давние времена перед храмом Кисакибэ, что в уезде Атэ провинции Кии, стоял дом. Воры похитили десять шелковых одежд у его владельца. Он же доверился бодхисаттве Ме:кэн и стал молиться об их возвращении.

     Похищенные одежды были проданы торговцу из Ки. Не прошло и семи дней, как вдруг поднялся сильный ветер, и одежды были доставлены к югу на спине оленя в сад домовладельца. Человек же, их купивший, узнав про то, что эти одежды были ворованными, не стал ничего предпринимать и не потребовал вернуть их ему.


    

... ... ...
Продолжение "Склад готовых рецензий" Вы можете прочитать здесь

Читать целиком
Все темы
Добавьте мнение в форум 
 
 
Прочитаные 
 Склад готовых рецензий
показать все


Анекдот 
Бомж подходит к двум студентам, идущим по улице... Один категорически отказывается дать ему денег, другой порылся в кармане - и дал бомжу несколько рублей.

- Зачем ты это сделал?! - спрашивает первый. - Ты же знаешь, что он всё потратит на водку!

- А мы?..
показать все
    Профессиональная разработка и поддержка сайтов Rambler's Top100