|
|
|
|
|
Серия "Терновый венец России" - России - История русского народа в Xx веке. Том 1 (гл. 1-38)История >> История (наука и гипотезы) >> Платонов, Олег >> Серия "Терновый венец России" Читать целиком Олег Платонов. История русского народа в XX веке. Том 1 (гл. 1-38)
---------------------------------------------------------------
© Copyright Олег Платонов. Серия "Терновый венец России"
Книга четвертая. "История русского народа в XX веке"
---------------------------------------------------------------
История Русского народа в XX веке
"Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной
и могучей. На костях мученников как на крепком фундаменте бу-
дет воздвигнута Русь новая - по старому образцу, крепкая своей
верою во Христа Бога и Святую Троицу; и будет, по завету князя
Владимира - как единая церковь. Перестали понимать русские лю-
ди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня. Русс-
кий человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он
русский".
Св. прав. Иоанн Кронштадтский
ТОМ 1
МОСКВА
1997
Посвящается памяти Митрополита
Санкт-Петербургского и Ладожского
Иоанна (Снычева; 20.10/2.11.1995),
благословившего этот труд.
Платонов О.А.
Терновый венец России. История Русского народа в XX веке.Т. I.
М.: , 1997. - 896 с.
ISBN 5-89466-001-7
Четвертая книга (в двух томах) из серии архивных исследова-
ний "Терновый венец России" открывает тайные и неизвестные
страницы истории Русского народа в XX веке. Обнаруженные в ра-
нее секретных архивах документы и материалы позволяют совер-
шенно по-новому взглянуть на многие события нашего столетия.
Книга снабжена уникальным Именным указателем к I и II томам
истории Русского народа в XX веке.
Мощные разрушительные импульсы, которые в XX веке ощутил на
себе Русский народ, имели истоки на Западе. Революции 1905 и
1917 годов, план Парвуса революционизирования России в первую
мировую войну, деятельность Временного правительства и еврейс-
ких большевиков, гитлеровское нашествие, политика "интересов
национальной безопасности" американских президентов и, нако-
нец, "перестройка" и установление криминально-космополитичес-
кого режима Ельцина - звенья одной цепи заговора темных сил
мировой закулисы, иудаизма, сатанизма и масонства. В революци-
ях и войнах, навязанных России архитекторами нового мирового
порядка, столкнулись не просто борющиеся стороны и армии, а
две противоположные цивилизации - русская, духовная, христи-
анская, основанная на евангельских принципах добра, правды,
справедливости, нестяжательства, и западная, антихристианская,
иудейско-масонская, потребительская, ориентированная на жадное
стяжание материальных благ за счет эксплуатации большей части
человечества, упоение животными радостями жизни, отрицание ду-
ховных начал Православия. Ценой огромных потерь Русский народ
стал главной преградой на пути установления мирового господст-
ва иудейско-масонской цивилизации.
ISBN 5-89466-001-7
(c)О.А.Платонов
(c)Оформление - издательство
2
ВСТУПЛЕНИЕ
XX век в истории Русского народа начинался со стремительного воз-
вышения России во всех областях жизни. Никогда еще страна не знала
такого бурного роста населения, уровня жизни, темпов экономического
развития. Непревзойденных высот достиг расцвет литературы, искусства
и науки. Многие русские и иностранные ученые предсказывали России
великое будущее и резкое усиление ее роли в мировом сообществе. Кру-
шение Российской державы в 1917 году было неожиданным и вызвало
резкое разочарование. Даже некоторые добросовестные историки загово-
рили о внутренней слабости России, ставшей причиной ее гибели, имев-
шей якобы неизбежный характер. Заблуждение это бытует и до сих пор.
Однако непредвзятое изучение исторических источников, и прежде все-
го ранее недоступных архивов, в том числе масонских, позволяет полно-
стью опровергнуть это заблуждение. Россия пала не потому, что была сла-
ба и сильны были ее враги, а от удара в спину в результате заговора мно-
гочисленных антирусских сил как во вне, так и внутри страны. Заговор
этот был инициирован западными странами, с глубоким беспокойством
наблюдавшими за возвышением России, видевшими в ней угрозу своим
национальным интересам и колониальной политике. "К самым примеча-
тельным явлениям момента, - писал в 1902 году германский канцлер Бю-
лов, - принадлежит постепенное выявление антирусского течения, даже
там, где это меньше всего ожидаешь... Для меня растущая русофобия - ус-
тановленный факт, в достаточной мере объясняющийся событиями по-
следней четверти века". Как мы убедимся в нашей книге, вся западная по-
литика XX века проходила под знаком русофобии. Причем речь здесь шла
ни о каком-то конъюнктурном моменте, а о глубочайшей закономерности
мировой истории. Противоборство между Россией и Западом было нераз-
решимым противоречием двух разных цивилизаций - русской, духовной,
христианской, и западной, агрессивно-потребительской, антихристианской,
ориентированной на эксплуатацию других народов. К концу XIX века сре-
ди великих цивилизаций (индийской, китайской, арабской и др.) только
Россия удерживала свои независимые позиции как в части сохранения
уникальной духовной культуры Русского народа, так и в части политиче-
ской и экономической независимости от западного мира. Шестая часть
Земли, наделенная от Бога огромными богатствами, уже давно стала объ-
ектом вожделения западных государств. Многочисленные попытки завое-
вать ее завершились полным поражением. Однако в течение веков в стра-
не образовалась своего рода пятая колонна, состоявшая из некоторой час-
ти дворянства и интеллигенции, лишенных национального сознания, пред-
почитавших русским народным основам жизни формы и представления,
3
заимствованные из Западной Европы и США. Представители пятой ко-
лонны хотели жить в России так же, как на Западе, не осознавая, что ма-
териальное благополучие западного обывателя основано на эксплуатации
других народов. Если еще в конце XVIII века пятая колонна в России бы-
ла незначительной величиной, то к началу XX века становится влиятель-
ной силой, приобретая опасный для Русского государства характер. Отка-
зывая России в праве на собственный путь развития, западнически наст-
роенные дворянство и интеллигенция оценивают русскую жизнь по запад-
ноевропейской шкале ценностей и решительным образом отвергают ее са-
мобытные черты, предлагая заменить их формами западной цивилизации.
Предложения эти носили явно антирусский характер, так как предусмат-
ривали уничтожение всех исторических устоев России - народной монар-
хии, Православия, богатейшей народной духовности, самобытных форм
организации жизни, труда и хозяйства, которые Русский народ пронес че-
рез тысячелетия, построив на их основе могучую державу и великую куль-
туру. В честной борьбе коренные русские люди легко бы победили врагов
исторической России. Но пятая колонна действовала, как правило, тайно,
конспирируя свои антирусские планы лозунгами "прогресса" и даже "на-
родного блага", хотя тот кошмар, который она несла за собой, не мог тог-
да присниться даже в страшном сне.
Антирусская революция 1917 года имела два этапа - либеральный
(масонский) и большевистский. Причем на первом этапе были созданы
окончательные условия для развития второго. Погром национальной
России был начат масонским правительством Львова-Керенского. В те-
чение нескольких месяцев это правительство сделало все по разрушению
русской армии и государственного аппарата, расчистив путь для больше-
вистского погрома.
Почему же стал возможен большевистский режим?
Во-первых, большевикам благоприятствовало напряжение в обществе,
главная суть которого состояла в недоверии большей части народа к пра-
вящему слою и интеллигенции, ибо для народа они были чужаками,
людьми другой культуры, несправедливыми и лукавыми. В глазах наро-
да абсолютен был только авторитет Царя и царской власти, остальная же
часть правящей системы полным доверием не пользовалась. После дис-
кредитации и свержения Царя правящий режим потерял всякое оправ-
дание своего существования. Без имени Царя он стал просто чужим для
большинства русских людей. Большевики очень хорошо сумели исполь-
зовать это настроение.
Во-вторых, большевики имели возможность черпать кадры практиче-
ски неограниченно из среды правящего слоя и интеллигенции, лишенной
национального сознания. Они сумели организовать или, по крайней ме-
4
ре, нейтрализовать все антирусские силы. Без активной поддержки со
стороны всех антирусских сил большевистский режим пал бы через не-
сколько дней. Все интеллигенты, сотрудничавшие с большевиками, воен-
спецы из числа офицеров, совслужащие из числа чиновников предали
Россию и ее национальные интересы.
С приходом к власти большевиков основная часть образованного об-
щества стала сознательным и активным проводником самой кровавой
большевистской политики.
При большевистском режиме образованное общество трансформиру-
ется, его антирусский характер становится абсолютным. Внутри него
уничтожаются все национально мыслящие, а само национальное созна-
ние относится к разряду самых опасных государственных преступлений,
караемых смертной казнью.
Русский ученый В.И. Вернадский, характеризуя большевистский ре-
жим, писал:
Полученные результаты осветили весь процесс и показали истинное
лицо революционеров. Террор, насилие, ложь, провокация стали посто-
янными орудиями большевиков в той многолетней борьбе, которую они
вели с Русским народом.
С 1917 года в России воцаряется космополитический режим, вождями
которого становятся еврейские большевики, организовавшие планомерный
погром Русского народа и Православной Церкви, расчленение русских
территорий и передачу их другим народам. Однако уже в 20-е годы в ря-
дах правящей партии возникает русское государственное течение, возглав-
ляемое И.В. Сталиным. Между космополитами и государственниками за-
вязывается жестокая борьба, закончившаяся решительной победой сторон-
ников Сталина и физическим уничтожением преступной верхушки еврей-
ских большевиков. Русскому народу возвращается роль организующего и
руководящего ядра государства, восстанавливаются границы Великой Рос-
сии, возрождаются русское национальное сознание, Православная Цер-
ковь, многие отечественные традиции и обычаи.
После убийства Сталина в стране вновь устанавливается космополи-
тический режим, возобновивший преследование Русской Церкви, закры-
5
тие православных храмов, погромы русской культуры, расчленение рус-
ской территории. Отстранение Хрущева несколько улучшило положение.
В партийном и советском руководстве начинают параллельно сосущест-
вовать две противоположные силы - русско-государственная и космопо-
литическая. Приход к власти Андропова, а затем Горбачева резко изме-
нил баланс этих двух противоположных сил в пользу космополитов, ко-
торые к концу 80-х годов сумели захватить власть в стране и при под-
держке мировой закулисы расчленить Великую Россию - СССР. Кос-
мополитический режим Ельцина стал ширмой, прикрываясь которой ми-
ровая закулиса руками мафиозно-предпринимательских авторитетов, те-
невых дельцов и серых кардиналов (типа Бурбулиса, Чубайса, Гайдара
и т.п.) пытается управлять Россией. Преступная конспирация этих сил
принесла нашей стране огромный урон, однако не сумела достичь глав-
ного - полностью расчленить Россию и поработить Русский народ. Все
сильнее и увереннее протекают национальные процессы, которые став-
ленники мировой закулисы не могут остановить. Резко возрастает роль
Русской Церкви, широко пробуждается национальное сознание, усилива-
ется национально-освободительное движение русских людей в государ-
ственном аппарате, среди предпринимателей, в сфере культуры, науки и
искусства. Ширится число людей, мыслящих категориями национальных
интересов России.
Приводным ремнем между антирусским маховиком Запада и пятой
колонной России служило международное масонство, ставшее также ко-
ординирующим центром всех антирусских сил внутри страны, мечтав-
ших о разрушении России и построении на ее обломках некоего утопи-
ческого государства западного типа. Масонские заговорщики, большеви-
ки, эсеры, социалисты и демократы всех мастей, сионисты и прочие на-
ционалисты патологически ненавидели историческую Россию и были го-
товы использовать любые самые крайние средства для ее уничтожения.
Массовые убийства, террор, грабежи, шантаж, вымогательства денег и
множество других преступных средств борьбы, среди которых, пожалуй,
самым универсальным была клевета о Русском государстве, о всех его
носителях и представителях. В конце XIX - начале XX века антирус-
скими силами был создан образ врага, которого надо поразить во что бы
то ни стало. Пятая колонна старательно сочиняла измышления о харак-
тере русского государственного строя, в самом отвратительном виде
представляла русских государственных деятелей, лиц царского окруже-
ния и вообще всех русских патриотов, сознательно фальсифицировала
трактовку отечественных событий. Постепенно антирусскими силами со-
здается вымышленный образ России, в основу которого легло огромное
количество больших и малых мифов.
6
Из этих мифов выросли и развились две школы фальсификации рус-
ской истории - либерально-масонская (подавляющая часть ведущих ли-
беральных деятелей была масонами) и большевистская (советская). От-
личительной чертой обеих школ была удивительная политизирован-
ность. Ни та ни другая не пытались найти истину, а всяческими путями
старалась доказать свою партийную "правду". Лишенные национального
русского сознания, национально невежественные, либерально-масонские
и большевистские (советские) историки написали множество трудов, в
которых продолжали и до сих пор продолжают развивать исторически
вымышленный образ России.
Сегодня, когда Россия вернулась на путь национального возрождения,
либерально-большевистские фальсификации истории опасно дезориен-
тируют страну и народ. Еще в конце XVIII века русский ученый
И.Н. Болтин отмечал, что история - наука народного самосознания, не-
посредственно связанная с жизнью, так как позволяет отыскать живую
связь между прошедшим и настоящим, задать вопрос об отношении ста-
рого к новому. Либерально-большевистская историография разрывает
связь времен, отвращает народ от своих корней, делает его диким и без-
ликим.
Настало время провести полную ревизию либеральной и большевист-
ской исторической науки. Все факты, оценки и выводы ее требуют самой
серьезной проверки по первоисточникам и архивам. Критерием положи-
тельной или отрицательной оценки могут быть только национальные ин-
тересы коренной России. Первый вопрос, на который честно должна от-
ветить историческая наука, - насколько то или иное событие или част-
ное деяние отвечает интересам страны и народа. Взвешивание на весах
национальных интересов коренной России создает абсолютный стандарт
истинности и достоверности исторического труда. Только на этих весах
можно измерить деяния Николая II и Ленина, Столыпина и Керенского,
русских патриотов и деятелей кадетской партии.
Именно этот критерий правильности оценки событий и был исполь-
зован в моей книге. Предлагая ее читателям, я не претендую на оконча-
тельную завершенность всех моих выводов. Прочтение многих историче-
ских документов оставляет еще немало белых пятен в знаниях событий.
Заговорщическая деятельность масонского подполья и революционных
партий осуществлялась в тайне и, как правило, обходилась без письмен-
ных документов. Воспоминания же антирусских деятелей противоречи-
вы и часто намеренно скрывают истину. Исключением в этом являются
внутренние масонские источники, прежде всего архивы масонских лож,
а также организаций, секретно наблюдавших за их деятельностью (поли-
ции, спецслужб).
7
Преобладающая часть моих оценок и выводов сделана на основе изу-
чения доступных мне архивов, среди которых следует особо отметить:
Архивы зарубежных масонских лож, полиции и разведки в части
относящейся к России - СССР (были вывезены Красной Армией из
Европы в 1945 году как законный трофей в СССР и хранились в
секретном Особом Архиве (ныне ЦХИДК));
Архивы Особого отдела Департамента полиции России за 1903-1917 го-
ды (хранятся в Государственном Архиве Российской Федерации - ГАРФ);
Отчеты петербургского и московского охранных отделений за 1914-
1917 годы (ГАРФ);
Архивы комиссии Временного правительства о деятельности минист-
ров и других должностных лиц царского правительства (ГАРФ);
Архивы патриотических организаций - "Союза Русского Народа" и
Русского Народного Союза имени Михаила Архангела (ГАРФ).
Среди личных фондов особо следует отметить архивы Г.Е. Распути-
на, А.И. Гучкова и В.Ф. Джунковского (ГАРФ).
В работе также использованы материалы, полученные автором во вре-
мя работы в 1995-1996 годах в Свято-Троицком монастыре (Джордан-
вилль, США), Гуверовском институте (Станфорд, США) и Библиотеке
Конгресса США.
В ряде случаев использованы материалы архивов Екатеринбурга, Пер-
ми, Тюмени и Тобольска, а также фондов краеведческих музеев.
Я выражаю глубокую признательность хранителям этих архивов и
библиотек, без любезной помощи которых моя книга не могла бы быть
написана.
Говоря о Русском народе, я, как это было принято до 17-го года, от-
ношу к нему все его географические ветви, в том числе малороссов и бе-
лорусов. Еще в XIX веке ни у кого не возникали сомнения в принадлеж-
ности их к Русской нации. Официальная статистика считала всех их рус-
скими и подразделяла на великороссов, малороссов и белорусов по чис-
то географическому, а не национальному признаку; подобно Сибири или
Уралу, Малороссия и Белоруссия составляют единую географию Русско-
го народа, целостный братский организм. Некоторые языковые, этногра-
фические различия Малороссии и Белоруссии объяснялись особенностя-
ми их исторического развития в условиях многовековой польско-литов-
ской оккупации. Провозглашение Русского народа Малороссии особен-
ным народом - результат подрывной работы австро-германских спец-
служб (а позднее и вообще западных спецслужб) с целью расчленения
единого братского организма России. Взращенные иностранными спец-
службами, "самостийники" являются злейшими врагами Малороссии и
Белоруссии, предателями Русского народа.
8
ВОЗВЫШЕНИЕ РОССИИ
Глава 1
Народ. - Рождаемость. - Смертность. - Крепкая семья и брак. -
Заселение Сибири и окраин. - Преимущественное положение России
среди других стран.
Царствование Николая II - самый динамичный период в росте чис-
ленности Русского народа за всю его историю. Менее чем за четверть
века население России увеличилось на 62 млн. человек, то есть в пол-
тора раза. Рост русского населения опережал рост населения западно-
европейских стран более чем в три раза.*1
При Николае II Россия достигла самого высокого в своей истории
уровня рождаемости. В 1895-1900 годах на 1000 человек православ-
ного населения страны рождался 51 ребенок. Среди других вероиспо-
веданий - иудеев, католиков, мусульман - рождаемость была в 1,6-
1,8 раза ниже. Правда, в начале XX века рождаемость православного
населения стала сокращаться, хотя и продолжала значительно опере-
жать рост населения других вероисповеданий и стран Западной Евро-
пы. Одновременно снижались показатели смертности русского населе-
ния, хотя здесь успехи России были более скромными, чем в странах
Запада. Высокая смертность в России объяснялась, как это ни пара-
доксально, более высокой рождаемостью, ибо преобладающее число
смертей в то время в любой стране приходилось на младенчество и
детство. В 1908-1910 годах число умерших в возрасте до 5 лет состав-
ляло почти 60 процентов всех умерших русских людей.*2
Для всех же остальных групп русского населения (20 лет и старше)
уровень смертности был значительно ниже, чем в США и западноевро-
пейских странах. Гораздо большим, чем в этих странах, в России было
число долгожителей и стариков, достигших преклонного возраста.
Основой устойчивого и быстрого роста Русского народа была тради-
ционно крепкая семья и брак. Неженатые не воспринимались в обще-
стве всерьез. Они не имели голоса ни в семье, ни на крестьянском схо-
де (если дело было в деревне). Неженатый крестьянин и тем более не-
замужняя крестьянка не могли получить земельный надел - главный
источник своего существования. Без этого крестьянин не имел возмож-
------------
*1 Рассчитано по: Водарский Я.Е. Население России за 400 лет.М., 1973.С. 57;
Урланис Б.Ц. Рост населения в Европе. ОГИЗ, 1941.С. 414-415.
*2 Рашин А.Г. Население России за 100 лет.М. 1956.С. 5 224.
------------
9
ности сесть на тягло, т.е. платить налоги, нести повинности. А без это-
го он не получал никаких прав.
С другой стороны, крестьянское хозяйство не могло нормально об-
ходиться без женских рук. В деревне существовало твердое разделение
труда между полами. Сельскохозяйственная работа лежала главным об-
разом на мужчине. Работа по дому и бытовое обслуживание выполня-
лись женщиной. Только совместный труд мужчины и женщины обес-
печивал нормальную деятельность крестьянского хозяйства.
По количеству браков Россия занимала первое место в мире. Доля
лиц, не состоявших в браке к возрасту до 45-49 лет, составляла всего
лишь 4-5%
Доля лиц, никогда не состоявших в браке *1
+----------------------+--------------------+--------------------+
| | Мужчины | Женщины |
| Страна | Возрастиые группы | Возрастные группы|
| | 20-24 45-49 | 20-24 45-49 |
+----------------------+--------------------+--------------------+
| Россия (европ. часть)| 54 4 | 35 5 |
| Великобритания | 83 12 | 73 15 |
| Германия | 91 9 | 71 10 |
| Франция | 90 11 | 58 12 |
| Италия | 86 11 | 60 11 |
| Швеция | 92 13 | 80 19 |
+----------------------+--------------------+--------------------+
Особенно высокий уровень брачности наблюдался среди крестьянст-
ва, составлявшего подавляющее большинство населения страны. Среди
сельского населения только 3% мужчин и 4% женщин в возрасте
40-49 лет не были в браке.
Горожане отличались от крестьян более поздним возрастом вступле-
ния в брак. Средний возраст вступавших в первый брак для женщин
составлял 21 год на селе и 23 года в городе. Для мужчин различия в
возрасте вступления в брак были еще более значительными. Для сель-
ских жителей он составлял 23 года, а для горожан 27 лет.
------------
*1 Брачность, рождаемость, смертность в России и СССР.М., 1977.С. 139.
------------
10
Средний возраст вступления в брак был в России на рубеже XIX и
XX веков одним из самых низких в Европе. Большое распространение
в России имели ранние браки. По показателям ранних браков Россия
резко отличалась от других стран.
Возрастной состав вступивших в брак в 1906-1910 годах *1
+----------------------+--------------------------------------+
| | Процент вступающих в брак в возрасте |
|Страна | моложе 21 года |
+----------------------+--------------------+-----------------+
| | женихи | невесты |
+----------------------+--------------------+-----------------+
|Россия (европ. часть) | 30,2 | 54,0 |
|Великобритания | 0,6 | 16,4 |
|Германия | 4,0 | 13,9 |
|Бельгия | 5,3 | 20,5 |
|Нидерланды | 3,6 | 13,3 |
+----------------------+--------------------+-----------------+
Больше половины женщин и почти треть мужчин вступали в брак,
не достигнув 21 года.
Более подробное распределение русских людей, состоявших в бра-
ке, по возрастам прослеживается при анализе таблиц брачности рус-
ских девиц. Почти треть из них выходила замуж до 21 года и свыше
2/3 - до 23 лет. Вместе с тем доля девушек, вступивших в брак, не
достигнув 17 лет, составляла менее 3%. Наиболее активное вступление
в брак происходило в возрасте 18-22 лет. Большее число замужеств
приходилось на возраст 20 лет. Из всех девушек, достигших брачного
возраста, оставались без мужа только 5%. После 23 лет вероятность
для русской девушки выйти замуж падала и к 40 годам становилась
ничтожной.
Средний возраст жениха и невесты изменялся в зависимости от гу-
бернии. Возраст вступления в брак снижался с севера на юг и с запа-
да на восток. Наиболее низкий возраст вступления в брак наблюдался
в сельскохозяйственных губерниях, например Рязанской, Курской, Ор-
ловской. Здесь девушек выдавали замуж до установленных законом
------------
*1 Рашин А.Г. Указ. соч.С. 178.
------------
11
16 лет - в 15, 14, 13 и даже 12 лет. При обращении к церковным вла-
стям с просьбой вступить в брак ранее законных лет крестьяне объяс-
няли это необходимостью иметь хозяйку.
До введения всеобщей воинской повинности в 1874 году девушка
старше 20 лет считалась засидевшейся невестой, а парень 23-25 лет,
если ему предстояла военная служба, - старым холостяком. В царст-
вование Николая II у мужчин наладился обычай жениться после служ-
бы в армии - в 24-25 лет (срок службы был чаще всего 3 года). Де-
вушки же 21-22 лет уже не считались старыми девами.
Распространенность ранних браков и сравнительно небольшое чис-
ло безбрачных обусловили значительную среднюю продолжительность
супружеской жизни в России.
Среднее число лет пребывания в браке в России в 1897 году *1
+---------+----------+---------+
| Возраст | Мужчины | Женщины |
+---------+----------+---------+
| 15-39 | 15 | 17 |
| 15-49 | 24 | 25 |
| 15-59 | 33 | 32 |
+---------+----------+---------+
Существовали значительные различия в средней продолжительнос-
ти брака среди города и деревни. Среди горожан средняя продолжи-
тельность супружеской жизни в возрасте 15-49 лет составляла 20 лет,
а среди крестьян - около 26 лет. Такое различие объяснялось более
ранними браками и редким безбрачием среди крестьян.
Семейные отношения в России до 1917 года имели, как правило, па-
триархальный характер. Особенно это касалось деревни, где ведущую
роль играла сельская община. Семейные отношения в русской деревне
носили не только интимное, но и общественное содержание. В свадеб-
ных торжествах участвовала вся деревня. Широко был распространен
обычай поругания новобрачной, если она не сохранила девственность,
На публичных сходках общины часто разбирались семейные споры, а
провинившиеся тут же могли быть наказаны розгами. Обычай мазать
дегтем, осыпать перьями, а затем провести по всей деревне изменив-
шую жену встречался на селе еще в начале XX века.
Невозможность скрыть свою интимную жизнь от односельчан, вку-
пе с вековыми традициями и обычаями, создавали строжайший кон-
------------
*1 Брачность, рождаемость, смертность в России и СССР. M., 1977.С. 151.
------------
12
троль и своего рода "цензуру" нравов, которых невозможно было избе-
жать. Брачные узы считались неразрывными, а неверность супругов
строго осуждалась.
В этих условиях развод рассматривался обществом как тяжелый
грех. Расторжение брака допускалось только в исключительных случа-
ях. Поэтому число разводов было незначительным.
Русская семья конца XIX - начала XX века была многодетной.
Многодетность поддерживалась обычаями и освящалась Церковью. Ук-
лонение от рождения детей, прерывание беременности считались тяже-
лым грехом. "У кого детей нет - во грехе живет". Дети служили мо-
ральным оправданием половой жизни. Русское традиционное общест-
во, главным образом крестьяне, свято этому следовало. О возможности
искусственного прерывания беременности большинству крестьян не
было известно, абортов не делали, противозачаточных средств не зна-
ли. Крестьяне жили естественной жизнью, точно по поговорке "бабен-
ка не без ребенка, не по-холостому живем: Бог велел".
В этих условиях число рождений на одну русскую женщину прибли-
жалось к физиологическому пределу. Верхний уровень детородного
возраста составлял для русских женщин примерно 45 лет, колеблясь в
разных губерниях от 42 до 47 лет. Первый ребенок появлялся спустя
2-2,5 года после замужества. По обычаю крестьянки кормили ребенка
грудью "два великих поста" и поэтому промежутки между рождениями
были примерно такими же. Следовательно, при нормальных условиях
женщина, прожившая в браке до конца деторождения, рожала в тече-
ние жизни 8-10 раз. Общий же физиологический предел русской жен-
щины в конце XIX века составлял 10-11 детей.
Так как не всем женщинам удавалось прожить с мужем до конца де-
тородного периода в результате его смерти или разлуки, то среднее
число детей, рожденных всеми замужними женщинами, было несколь-
ко меньше. Например, вологодские крестьянки рожали в среднем 6 раз,
рязанские, костромские и ярославские - 8, воронежские - 9 раз.
К царствованию Николая II благо России - крепкая и многодетная
семья, высокий уровень рождаемости и прироста населения - оборачи-
вается и своей противоположной стороной. Во многих центральных гу-
берниях России начинает наблюдаться перенаселение, земля, поделен-
ная по все возрастающему количеству едоков, уже не может прокор-
мить всех членов крестьянской общины, многие десятки тысяч кресть-
янских рук теряют возможность найти приложение своего труда. Толь-
ко за 1897-1917 годы плотность населения в Европейской России уве-
личилась в два раза. Избыток рабочей силы в некоторых районах стра-
ны достиг 76%.
... ... ... Продолжение "История русского народа в Xx веке. Том 1 (гл. 1-38)" Вы можете прочитать здесь Читать целиком |
|
|
Анекдот
|
вы долго прожили в токио, если:
- совершая покупки дожидаетесь чека и не читая бросаете его в коробочку
для чеков
- при переходе дороги, вас не уже не удивляет, что pajero остановился,
чтобы вас пропустить
- вы знаете вкус 12 сортов риса
- фильм "трудности перевода" считаете комедией
- уже не смешно говорить в трубку телефона "моши-моши" вместо "алло"
- совмещаете поездку в россию с лечением зубов
- выбор магазина определяется наличием поинт-карты
- у вас много этих поинт-карт
- у вас есть велосипед
- вы научились считать манами не только деньги
- летом вы идете в магазин потому, что там есть кондиционер
- вы знаете, что самая оптимальная температура в любое время года - в
вагоне электричке
- вы знаете что такое "мацуя"
- вас не пугает меню без картинок в ресторане
- вы видели людей, садящихся утром в электричку вместе с вами уже много
раз
- вы не понимаете, зачем нужны заглавные буквы
- у нового русского спрашиваете, пробовал ли он уже натто
- кофе пьете 30-60 минут
- не переходите на противоположную сторону улицы, если на встречу
попалась группа подростков
- у вас появилась мысль "а не купить ли и мне кеды?" |
|
показать все
|
|