Вход    
Логин 
Пароль 
Регистрация  
 
Блоги   
Демотиваторы 
Картинки, приколы 
Книги   
Проза и поэзия 
Старинные 
Приключения 
Фантастика 
История 
Детективы 
Культура 
Научные 
Анекдоты   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Персонажи
Новые русские
Студенты
Компьютерные
Вовочка, про школу
Семейные
Армия, милиция, ГАИ
Остальные
Истории   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Авто
Армия
Врачи и больные
Дети
Женщины
Животные
Национальности
Отношения
Притчи
Работа
Разное
Семья
Студенты
Стихи   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рубрикатор 
Иронические
Непристойные
Афоризмы   
Лучшие 
Новые 
Самые короткие 
Рефераты   
Безопасность жизнедеятельности 
Биографии 
Биология и химия 
География 
Иностранный язык 
Информатика и программирование 
История 
История техники 
Краткое содержание произведений 
Культура и искусство 
Литература  
Математика 
Медицина и здоровье 
Менеджмент и маркетинг 
Москвоведение 
Музыка 
Наука и техника 
Новейшая история 
Промышленность 
Психология и педагогика 
Реклама 
Религия и мифология 
Сексология 
СМИ 
Физкультура и спорт 
Философия 
Экология 
Экономика 
Юриспруденция 
Языкознание 
Другое 
Новости   
Новости культуры 
 
Рассылка   
e-mail 
Рассылка 'Лучшие анекдоты и афоризмы от IPages'
Главная Поиск Форум

Серия "Терновый венец России" - России - История русского народа в Xx веке. Том 1 (гл. 1-38)

История >> История (наука и гипотезы) >> Платонов, Олег >> Серия "Терновый венец России"
Хороший Средний Плохой    Скачать в архиве Скачать 
Читать целиком
Олег Платонов. История русского народа в XX веке. Том 1 (гл. 1-38)

---------------------------------------------------------------

© Copyright Олег Платонов. Серия "Терновый венец России"

Книга четвертая. "История русского народа в XX веке"

---------------------------------------------------------------

История Русского народа в XX веке


    "Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мученников как на крепком фундаменте бу- дет воздвигнута Русь новая - по старому образцу, крепкая своей верою во Христа Бога и Святую Троицу; и будет, по завету князя Владимира - как единая церковь. Перестали понимать русские лю- ди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня. Русс- кий человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский".

     Св. прав. Иоанн Кронштадтский
ТОМ 1

МОСКВА

1997

Посвящается памяти Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева; 20.10/2.11.1995), благословившего этот труд.

     Платонов О.А.
Терновый венец России. История Русского народа в XX веке.Т. I. М.: , 1997. - 896 с. ISBN 5-89466-001-7


    Четвертая книга (в двух томах) из серии архивных исследова- ний "Терновый венец России" открывает тайные и неизвестные страницы истории Русского народа в XX веке. Обнаруженные в ра- нее секретных архивах документы и материалы позволяют совер- шенно по-новому взглянуть на многие события нашего столетия. Книга снабжена уникальным Именным указателем к I и II томам истории Русского народа в XX веке.

    Мощные разрушительные импульсы, которые в XX веке ощутил на себе Русский народ, имели истоки на Западе. Революции 1905 и 1917 годов, план Парвуса революционизирования России в первую мировую войну, деятельность Временного правительства и еврейс- ких большевиков, гитлеровское нашествие, политика "интересов национальной безопасности" американских президентов и, нако- нец, "перестройка" и установление криминально-космополитичес- кого режима Ельцина - звенья одной цепи заговора темных сил мировой закулисы, иудаизма, сатанизма и масонства. В революци- ях и войнах, навязанных России архитекторами нового мирового порядка, столкнулись не просто борющиеся стороны и армии, а две противоположные цивилизации - русская, духовная, христи- анская, основанная на евангельских принципах добра, правды, справедливости, нестяжательства, и западная, антихристианская, иудейско-масонская, потребительская, ориентированная на жадное стяжание материальных благ за счет эксплуатации большей части человечества, упоение животными радостями жизни, отрицание ду- ховных начал Православия. Ценой огромных потерь Русский народ стал главной преградой на пути установления мирового господст- ва иудейско-масонской цивилизации.
ISBN 5-89466-001-7 (c)О.А.Платонов (c)Оформление - издательство
2

ВСТУПЛЕНИЕ


    XX век в истории Русского народа начинался со стремительного воз- вышения России во всех областях жизни. Никогда еще страна не знала такого бурного роста населения, уровня жизни, темпов экономического развития. Непревзойденных высот достиг расцвет литературы, искусства и науки. Многие русские и иностранные ученые предсказывали России великое будущее и резкое усиление ее роли в мировом сообществе. Кру- шение Российской державы в 1917 году было неожиданным и вызвало резкое разочарование. Даже некоторые добросовестные историки загово- рили о внутренней слабости России, ставшей причиной ее гибели, имев- шей якобы неизбежный характер. Заблуждение это бытует и до сих пор.

    Однако непредвзятое изучение исторических источников, и прежде все- го ранее недоступных архивов, в том числе масонских, позволяет полно- стью опровергнуть это заблуждение. Россия пала не потому, что была сла- ба и сильны были ее враги, а от удара в спину в результате заговора мно- гочисленных антирусских сил как во вне, так и внутри страны. Заговор этот был инициирован западными странами, с глубоким беспокойством наблюдавшими за возвышением России, видевшими в ней угрозу своим национальным интересам и колониальной политике. "К самым примеча- тельным явлениям момента, - писал в 1902 году германский канцлер Бю- лов, - принадлежит постепенное выявление антирусского течения, даже там, где это меньше всего ожидаешь... Для меня растущая русофобия - ус- тановленный факт, в достаточной мере объясняющийся событиями по- следней четверти века". Как мы убедимся в нашей книге, вся западная по- литика XX века проходила под знаком русофобии. Причем речь здесь шла ни о каком-то конъюнктурном моменте, а о глубочайшей закономерности мировой истории. Противоборство между Россией и Западом было нераз- решимым противоречием двух разных цивилизаций - русской, духовной, христианской, и западной, агрессивно-потребительской, антихристианской, ориентированной на эксплуатацию других народов. К концу XIX века сре- ди великих цивилизаций (индийской, китайской, арабской и др.) только Россия удерживала свои независимые позиции как в части сохранения уникальной духовной культуры Русского народа, так и в части политиче- ской и экономической независимости от западного мира. Шестая часть Земли, наделенная от Бога огромными богатствами, уже давно стала объ- ектом вожделения западных государств. Многочисленные попытки завое- вать ее завершились полным поражением. Однако в течение веков в стра- не образовалась своего рода пятая колонна, состоявшая из некоторой час- ти дворянства и интеллигенции, лишенных национального сознания, пред- почитавших русским народным основам жизни формы и представления,


     3
заимствованные из Западной Европы и США. Представители пятой ко- лонны хотели жить в России так же, как на Западе, не осознавая, что ма- териальное благополучие западного обывателя основано на эксплуатации других народов. Если еще в конце XVIII века пятая колонна в России бы- ла незначительной величиной, то к началу XX века становится влиятель- ной силой, приобретая опасный для Русского государства характер. Отка- зывая России в праве на собственный путь развития, западнически наст- роенные дворянство и интеллигенция оценивают русскую жизнь по запад- ноевропейской шкале ценностей и решительным образом отвергают ее са- мобытные черты, предлагая заменить их формами западной цивилизации. Предложения эти носили явно антирусский характер, так как предусмат- ривали уничтожение всех исторических устоев России - народной монар- хии, Православия, богатейшей народной духовности, самобытных форм организации жизни, труда и хозяйства, которые Русский народ пронес че- рез тысячелетия, построив на их основе могучую державу и великую куль- туру. В честной борьбе коренные русские люди легко бы победили врагов исторической России. Но пятая колонна действовала, как правило, тайно, конспирируя свои антирусские планы лозунгами "прогресса" и даже "на- родного блага", хотя тот кошмар, который она несла за собой, не мог тог- да присниться даже в страшном сне.

    Антирусская революция 1917 года имела два этапа - либеральный (масонский) и большевистский. Причем на первом этапе были созданы окончательные условия для развития второго. Погром национальной России был начат масонским правительством Львова-Керенского. В те- чение нескольких месяцев это правительство сделало все по разрушению русской армии и государственного аппарата, расчистив путь для больше- вистского погрома.

    Почему же стал возможен большевистский режим?

    Во-первых, большевикам благоприятствовало напряжение в обществе, главная суть которого состояла в недоверии большей части народа к пра- вящему слою и интеллигенции, ибо для народа они были чужаками, людьми другой культуры, несправедливыми и лукавыми. В глазах наро- да абсолютен был только авторитет Царя и царской власти, остальная же часть правящей системы полным доверием не пользовалась. После дис- кредитации и свержения Царя правящий режим потерял всякое оправ- дание своего существования. Без имени Царя он стал просто чужим для большинства русских людей. Большевики очень хорошо сумели исполь- зовать это настроение.

    Во-вторых, большевики имели возможность черпать кадры практиче- ски неограниченно из среды правящего слоя и интеллигенции, лишенной национального сознания. Они сумели организовать или, по крайней ме-


     4
ре, нейтрализовать все антирусские силы. Без активной поддержки со стороны всех антирусских сил большевистский режим пал бы через не- сколько дней. Все интеллигенты, сотрудничавшие с большевиками, воен- спецы из числа офицеров, совслужащие из числа чиновников предали Россию и ее национальные интересы.

    С приходом к власти большевиков основная часть образованного об- щества стала сознательным и активным проводником самой кровавой большевистской политики.

    При большевистском режиме образованное общество трансформиру- ется, его антирусский характер становится абсолютным. Внутри него уничтожаются все национально мыслящие, а само национальное созна- ние относится к разряду самых опасных государственных преступлений, караемых смертной казнью.

    Русский ученый В.И. Вернадский, характеризуя большевистский ре- жим, писал:

    Полученные результаты осветили весь процесс и показали истинное лицо революционеров. Террор, насилие, ложь, провокация стали посто- янными орудиями большевиков в той многолетней борьбе, которую они вели с Русским народом.

    С 1917 года в России воцаряется космополитический режим, вождями которого становятся еврейские большевики, организовавшие планомерный погром Русского народа и Православной Церкви, расчленение русских территорий и передачу их другим народам. Однако уже в 20-е годы в ря- дах правящей партии возникает русское государственное течение, возглав- ляемое И.В. Сталиным. Между космополитами и государственниками за- вязывается жестокая борьба, закончившаяся решительной победой сторон- ников Сталина и физическим уничтожением преступной верхушки еврей- ских большевиков. Русскому народу возвращается роль организующего и руководящего ядра государства, восстанавливаются границы Великой Рос- сии, возрождаются русское национальное сознание, Православная Цер- ковь, многие отечественные традиции и обычаи.

    После убийства Сталина в стране вновь устанавливается космополи- тический режим, возобновивший преследование Русской Церкви, закры-


     5
тие православных храмов, погромы русской культуры, расчленение рус- ской территории. Отстранение Хрущева несколько улучшило положение. В партийном и советском руководстве начинают параллельно сосущест- вовать две противоположные силы - русско-государственная и космопо- литическая. Приход к власти Андропова, а затем Горбачева резко изме- нил баланс этих двух противоположных сил в пользу космополитов, ко- торые к концу 80-х годов сумели захватить власть в стране и при под- держке мировой закулисы расчленить Великую Россию - СССР. Кос- мополитический режим Ельцина стал ширмой, прикрываясь которой ми- ровая закулиса руками мафиозно-предпринимательских авторитетов, те- невых дельцов и серых кардиналов (типа Бурбулиса, Чубайса, Гайдара и т.п.) пытается управлять Россией. Преступная конспирация этих сил принесла нашей стране огромный урон, однако не сумела достичь глав- ного - полностью расчленить Россию и поработить Русский народ. Все сильнее и увереннее протекают национальные процессы, которые став- ленники мировой закулисы не могут остановить. Резко возрастает роль Русской Церкви, широко пробуждается национальное сознание, усилива- ется национально-освободительное движение русских людей в государ- ственном аппарате, среди предпринимателей, в сфере культуры, науки и искусства. Ширится число людей, мыслящих категориями национальных интересов России.

    Приводным ремнем между антирусским маховиком Запада и пятой колонной России служило международное масонство, ставшее также ко- ординирующим центром всех антирусских сил внутри страны, мечтав- ших о разрушении России и построении на ее обломках некоего утопи- ческого государства западного типа. Масонские заговорщики, большеви- ки, эсеры, социалисты и демократы всех мастей, сионисты и прочие на- ционалисты патологически ненавидели историческую Россию и были го- товы использовать любые самые крайние средства для ее уничтожения. Массовые убийства, террор, грабежи, шантаж, вымогательства денег и множество других преступных средств борьбы, среди которых, пожалуй, самым универсальным была клевета о Русском государстве, о всех его носителях и представителях. В конце XIX - начале XX века антирус- скими силами был создан образ врага, которого надо поразить во что бы то ни стало. Пятая колонна старательно сочиняла измышления о харак- тере русского государственного строя, в самом отвратительном виде представляла русских государственных деятелей, лиц царского окруже- ния и вообще всех русских патриотов, сознательно фальсифицировала трактовку отечественных событий. Постепенно антирусскими силами со- здается вымышленный образ России, в основу которого легло огромное количество больших и малых мифов.


     6


    Из этих мифов выросли и развились две школы фальсификации рус- ской истории - либерально-масонская (подавляющая часть ведущих ли- беральных деятелей была масонами) и большевистская (советская). От- личительной чертой обеих школ была удивительная политизирован- ность. Ни та ни другая не пытались найти истину, а всяческими путями старалась доказать свою партийную "правду". Лишенные национального русского сознания, национально невежественные, либерально-масонские и большевистские (советские) историки написали множество трудов, в которых продолжали и до сих пор продолжают развивать исторически вымышленный образ России.

    Сегодня, когда Россия вернулась на путь национального возрождения, либерально-большевистские фальсификации истории опасно дезориен- тируют страну и народ. Еще в конце XVIII века русский ученый И.Н. Болтин отмечал, что история - наука народного самосознания, не- посредственно связанная с жизнью, так как позволяет отыскать живую связь между прошедшим и настоящим, задать вопрос об отношении ста- рого к новому. Либерально-большевистская историография разрывает связь времен, отвращает народ от своих корней, делает его диким и без- ликим.

    Настало время провести полную ревизию либеральной и большевист- ской исторической науки. Все факты, оценки и выводы ее требуют самой серьезной проверки по первоисточникам и архивам. Критерием положи- тельной или отрицательной оценки могут быть только национальные ин- тересы коренной России. Первый вопрос, на который честно должна от- ветить историческая наука, - насколько то или иное событие или част- ное деяние отвечает интересам страны и народа. Взвешивание на весах национальных интересов коренной России создает абсолютный стандарт истинности и достоверности исторического труда. Только на этих весах можно измерить деяния Николая II и Ленина, Столыпина и Керенского, русских патриотов и деятелей кадетской партии.

    Именно этот критерий правильности оценки событий и был исполь- зован в моей книге. Предлагая ее читателям, я не претендую на оконча- тельную завершенность всех моих выводов. Прочтение многих историче- ских документов оставляет еще немало белых пятен в знаниях событий. Заговорщическая деятельность масонского подполья и революционных партий осуществлялась в тайне и, как правило, обходилась без письмен- ных документов. Воспоминания же антирусских деятелей противоречи- вы и часто намеренно скрывают истину. Исключением в этом являются внутренние масонские источники, прежде всего архивы масонских лож, а также организаций, секретно наблюдавших за их деятельностью (поли- ции, спецслужб).


     7


    Преобладающая часть моих оценок и выводов сделана на основе изу- чения доступных мне архивов, среди которых следует особо отметить:

    Архивы зарубежных масонских лож, полиции и разведки в части относящейся к России - СССР (были вывезены Красной Армией из Европы в 1945 году как законный трофей в СССР и хранились в секретном Особом Архиве (ныне ЦХИДК));

    Архивы Особого отдела Департамента полиции России за 1903-1917 го- ды (хранятся в Государственном Архиве Российской Федерации - ГАРФ);

    Отчеты петербургского и московского охранных отделений за 1914- 1917 годы (ГАРФ);

    Архивы комиссии Временного правительства о деятельности минист- ров и других должностных лиц царского правительства (ГАРФ);

    Архивы патриотических организаций - "Союза Русского Народа" и Русского Народного Союза имени Михаила Архангела (ГАРФ).

    Среди личных фондов особо следует отметить архивы Г.Е. Распути- на, А.И. Гучкова и В.Ф. Джунковского (ГАРФ).

    В работе также использованы материалы, полученные автором во вре- мя работы в 1995-1996 годах в Свято-Троицком монастыре (Джордан- вилль, США), Гуверовском институте (Станфорд, США) и Библиотеке Конгресса США.

    В ряде случаев использованы материалы архивов Екатеринбурга, Пер- ми, Тюмени и Тобольска, а также фондов краеведческих музеев.

    Я выражаю глубокую признательность хранителям этих архивов и библиотек, без любезной помощи которых моя книга не могла бы быть написана.

    Говоря о Русском народе, я, как это было принято до 17-го года, от- ношу к нему все его географические ветви, в том числе малороссов и бе- лорусов. Еще в XIX веке ни у кого не возникали сомнения в принадлеж- ности их к Русской нации. Официальная статистика считала всех их рус- скими и подразделяла на великороссов, малороссов и белорусов по чис- то географическому, а не национальному признаку; подобно Сибири или Уралу, Малороссия и Белоруссия составляют единую географию Русско- го народа, целостный братский организм. Некоторые языковые, этногра- фические различия Малороссии и Белоруссии объяснялись особенностя- ми их исторического развития в условиях многовековой польско-литов- ской оккупации. Провозглашение Русского народа Малороссии особен- ным народом - результат подрывной работы австро-германских спец- служб (а позднее и вообще западных спецслужб) с целью расчленения единого братского организма России. Взращенные иностранными спец- службами, "самостийники" являются злейшими врагами Малороссии и Белоруссии, предателями Русского народа.


     8
ВОЗВЫШЕНИЕ РОССИИ
Глава 1
Народ. - Рождаемость. - Смертность. - Крепкая семья и брак. - Заселение Сибири и окраин. - Преимущественное положение России

     среди других стран.


    Царствование Николая II - самый динамичный период в росте чис- ленности Русского народа за всю его историю. Менее чем за четверть века население России увеличилось на 62 млн. человек, то есть в пол- тора раза. Рост русского населения опережал рост населения западно- европейских стран более чем в три раза.*1

    При Николае II Россия достигла самого высокого в своей истории уровня рождаемости. В 1895-1900 годах на 1000 человек православ- ного населения страны рождался 51 ребенок. Среди других вероиспо- веданий - иудеев, католиков, мусульман - рождаемость была в 1,6- 1,8 раза ниже. Правда, в начале XX века рождаемость православного населения стала сокращаться, хотя и продолжала значительно опере- жать рост населения других вероисповеданий и стран Западной Евро- пы. Одновременно снижались показатели смертности русского населе- ния, хотя здесь успехи России были более скромными, чем в странах Запада. Высокая смертность в России объяснялась, как это ни пара- доксально, более высокой рождаемостью, ибо преобладающее число смертей в то время в любой стране приходилось на младенчество и детство. В 1908-1910 годах число умерших в возрасте до 5 лет состав- ляло почти 60 процентов всех умерших русских людей.*2

    Для всех же остальных групп русского населения (20 лет и старше) уровень смертности был значительно ниже, чем в США и западноевро- пейских странах. Гораздо большим, чем в этих странах, в России было число долгожителей и стариков, достигших преклонного возраста.

    Основой устойчивого и быстрого роста Русского народа была тради- ционно крепкая семья и брак. Неженатые не воспринимались в обще- стве всерьез. Они не имели голоса ни в семье, ни на крестьянском схо- де (если дело было в деревне). Неженатый крестьянин и тем более не- замужняя крестьянка не могли получить земельный надел - главный источник своего существования. Без этого крестьянин не имел возмож-
------------ *1 Рассчитано по: Водарский Я.Е. Население России за 400 лет.М., 1973.С. 57;

    Урланис Б.Ц. Рост населения в Европе. ОГИЗ, 1941.С. 414-415. *2 Рашин А.Г. Население России за 100 лет.М. 1956.С. 5 224. ------------

     9
ности сесть на тягло, т.е. платить налоги, нести повинности. А без это- го он не получал никаких прав.

    С другой стороны, крестьянское хозяйство не могло нормально об- ходиться без женских рук. В деревне существовало твердое разделение труда между полами. Сельскохозяйственная работа лежала главным об- разом на мужчине. Работа по дому и бытовое обслуживание выполня- лись женщиной. Только совместный труд мужчины и женщины обес- печивал нормальную деятельность крестьянского хозяйства.

    По количеству браков Россия занимала первое место в мире. Доля лиц, не состоявших в браке к возрасту до 45-49 лет, составляла всего лишь 4-5%


     Доля лиц, никогда не состоявших в браке *1 +----------------------+--------------------+--------------------+ | | Мужчины | Женщины | | Страна | Возрастиые группы | Возрастные группы| | | 20-24 45-49 | 20-24 45-49 | +----------------------+--------------------+--------------------+ | Россия (европ. часть)| 54 4 | 35 5 | | Великобритания | 83 12 | 73 15 | | Германия | 91 9 | 71 10 | | Франция | 90 11 | 58 12 | | Италия | 86 11 | 60 11 | | Швеция | 92 13 | 80 19 | +----------------------+--------------------+--------------------+

    Особенно высокий уровень брачности наблюдался среди крестьянст- ва, составлявшего подавляющее большинство населения страны. Среди сельского населения только 3% мужчин и 4% женщин в возрасте 40-49 лет не были в браке.

    Горожане отличались от крестьян более поздним возрастом вступле- ния в брак. Средний возраст вступавших в первый брак для женщин составлял 21 год на селе и 23 года в городе. Для мужчин различия в возрасте вступления в брак были еще более значительными. Для сель- ских жителей он составлял 23 года, а для горожан 27 лет.
------------ *1 Брачность, рождаемость, смертность в России и СССР.М., 1977.С. 139. ------------


     10


    Средний возраст вступления в брак был в России на рубеже XIX и XX веков одним из самых низких в Европе. Большое распространение в России имели ранние браки. По показателям ранних браков Россия резко отличалась от других стран.


     Возрастной состав вступивших в брак в 1906-1910 годах *1 +----------------------+--------------------------------------+ | | Процент вступающих в брак в возрасте | |Страна | моложе 21 года | +----------------------+--------------------+-----------------+ | | женихи | невесты | +----------------------+--------------------+-----------------+ |Россия (европ. часть) | 30,2 | 54,0 | |Великобритания | 0,6 | 16,4 | |Германия | 4,0 | 13,9 | |Бельгия | 5,3 | 20,5 | |Нидерланды | 3,6 | 13,3 | +----------------------+--------------------+-----------------+


    Больше половины женщин и почти треть мужчин вступали в брак, не достигнув 21 года.

    Более подробное распределение русских людей, состоявших в бра- ке, по возрастам прослеживается при анализе таблиц брачности рус- ских девиц. Почти треть из них выходила замуж до 21 года и свыше 2/3 - до 23 лет. Вместе с тем доля девушек, вступивших в брак, не достигнув 17 лет, составляла менее 3%. Наиболее активное вступление в брак происходило в возрасте 18-22 лет. Большее число замужеств приходилось на возраст 20 лет. Из всех девушек, достигших брачного возраста, оставались без мужа только 5%. После 23 лет вероятность для русской девушки выйти замуж падала и к 40 годам становилась ничтожной.

    Средний возраст жениха и невесты изменялся в зависимости от гу- бернии. Возраст вступления в брак снижался с севера на юг и с запа- да на восток. Наиболее низкий возраст вступления в брак наблюдался в сельскохозяйственных губерниях, например Рязанской, Курской, Ор- ловской. Здесь девушек выдавали замуж до установленных законом
------------ *1 Рашин А.Г. Указ. соч.С. 178. ------------


     11
16 лет - в 15, 14, 13 и даже 12 лет. При обращении к церковным вла- стям с просьбой вступить в брак ранее законных лет крестьяне объяс- няли это необходимостью иметь хозяйку.

    До введения всеобщей воинской повинности в 1874 году девушка старше 20 лет считалась засидевшейся невестой, а парень 23-25 лет, если ему предстояла военная служба, - старым холостяком. В царст- вование Николая II у мужчин наладился обычай жениться после служ- бы в армии - в 24-25 лет (срок службы был чаще всего 3 года). Де- вушки же 21-22 лет уже не считались старыми девами.

    Распространенность ранних браков и сравнительно небольшое чис- ло безбрачных обусловили значительную среднюю продолжительность супружеской жизни в России.


    Среднее число лет пребывания в браке в России в 1897 году *1

     +---------+----------+---------+

     | Возраст | Мужчины | Женщины |

     +---------+----------+---------+

     | 15-39 | 15 | 17 |

     | 15-49 | 24 | 25 |

     | 15-59 | 33 | 32 |

     +---------+----------+---------+

    Существовали значительные различия в средней продолжительнос- ти брака среди города и деревни. Среди горожан средняя продолжи- тельность супружеской жизни в возрасте 15-49 лет составляла 20 лет, а среди крестьян - около 26 лет. Такое различие объяснялось более ранними браками и редким безбрачием среди крестьян.

    Семейные отношения в России до 1917 года имели, как правило, па- триархальный характер. Особенно это касалось деревни, где ведущую роль играла сельская община. Семейные отношения в русской деревне носили не только интимное, но и общественное содержание. В свадеб- ных торжествах участвовала вся деревня. Широко был распространен обычай поругания новобрачной, если она не сохранила девственность, На публичных сходках общины часто разбирались семейные споры, а провинившиеся тут же могли быть наказаны розгами. Обычай мазать дегтем, осыпать перьями, а затем провести по всей деревне изменив- шую жену встречался на селе еще в начале XX века.

    Невозможность скрыть свою интимную жизнь от односельчан, вку- пе с вековыми традициями и обычаями, создавали строжайший кон-
------------ *1 Брачность, рождаемость, смертность в России и СССР. M., 1977.С. 151. ------------


     12
троль и своего рода "цензуру" нравов, которых невозможно было избе- жать. Брачные узы считались неразрывными, а неверность супругов строго осуждалась.

    В этих условиях развод рассматривался обществом как тяжелый грех. Расторжение брака допускалось только в исключительных случа- ях. Поэтому число разводов было незначительным.

    Русская семья конца XIX - начала XX века была многодетной. Многодетность поддерживалась обычаями и освящалась Церковью. Ук- лонение от рождения детей, прерывание беременности считались тяже- лым грехом. "У кого детей нет - во грехе живет". Дети служили мо- ральным оправданием половой жизни. Русское традиционное общест- во, главным образом крестьяне, свято этому следовало. О возможности искусственного прерывания беременности большинству крестьян не было известно, абортов не делали, противозачаточных средств не зна- ли. Крестьяне жили естественной жизнью, точно по поговорке "бабен- ка не без ребенка, не по-холостому живем: Бог велел".

    В этих условиях число рождений на одну русскую женщину прибли- жалось к физиологическому пределу. Верхний уровень детородного возраста составлял для русских женщин примерно 45 лет, колеблясь в разных губерниях от 42 до 47 лет. Первый ребенок появлялся спустя 2-2,5 года после замужества. По обычаю крестьянки кормили ребенка грудью "два великих поста" и поэтому промежутки между рождениями были примерно такими же. Следовательно, при нормальных условиях женщина, прожившая в браке до конца деторождения, рожала в тече- ние жизни 8-10 раз. Общий же физиологический предел русской жен- щины в конце XIX века составлял 10-11 детей.

    Так как не всем женщинам удавалось прожить с мужем до конца де- тородного периода в результате его смерти или разлуки, то среднее число детей, рожденных всеми замужними женщинами, было несколь- ко меньше. Например, вологодские крестьянки рожали в среднем 6 раз, рязанские, костромские и ярославские - 8, воронежские - 9 раз.

    К царствованию Николая II благо России - крепкая и многодетная семья, высокий уровень рождаемости и прироста населения - оборачи- вается и своей противоположной стороной. Во многих центральных гу- берниях России начинает наблюдаться перенаселение, земля, поделен- ная по все возрастающему количеству едоков, уже не может прокор- мить всех членов крестьянской общины, многие десятки тысяч кресть- янских рук теряют возможность найти приложение своего труда. Толь- ко за 1897-1917 годы плотность населения в Европейской России уве- личилась в два раза. Избыток рабочей силы в некоторых районах стра- ны достиг 76%.


    

... ... ...
Продолжение "История русского народа в Xx веке. Том 1 (гл. 1-38)" Вы можете прочитать здесь

Читать целиком
Все темы
Добавьте мнение в форум 
 
 
Прочитаные 
 История русского народа в Xx веке. Том 1 (гл. 1-38)
показать все


Анекдот 
вы долго прожили в токио, если:
- совершая покупки дожидаетесь чека и не читая бросаете его в коробочку для чеков
- при переходе дороги, вас не уже не удивляет, что pajero остановился, чтобы вас пропустить
- вы знаете вкус 12 сортов риса
- фильм "трудности перевода" считаете комедией
- уже не смешно говорить в трубку телефона "моши-моши" вместо "алло"
- совмещаете поездку в россию с лечением зубов
- выбор магазина определяется наличием поинт-карты
- у вас много этих поинт-карт
- у вас есть велосипед
- вы научились считать манами не только деньги
- летом вы идете в магазин потому, что там есть кондиционер
- вы знаете, что самая оптимальная температура в любое время года - в вагоне электричке
- вы знаете что такое "мацуя"
- вас не пугает меню без картинок в ресторане
- вы видели людей, садящихся утром в электричку вместе с вами уже много раз
- вы не понимаете, зачем нужны заглавные буквы
- у нового русского спрашиваете, пробовал ли он уже натто
- кофе пьете 30-60 минут
- не переходите на противоположную сторону улицы, если на встречу попалась группа подростков
- у вас появилась мысль "а не купить ли и мне кеды?"
показать все
    Профессиональная разработка и поддержка сайтов Rambler's Top100