|
|
|
|
|
|
|
|
Октавия Младшая |
|
|
Октавия
Младшая была родной старшей сестрой Октавиана Августа. Она называлась младшей в
отличие от ее сводной сестры Октавии Старшей (у римлян не было личных женских
имен, и женщины носили имя рода, к которому принадлежали; поэтому все женщины
рода Октавиев назывались Октавиями, все женщины рода Юлиев были Юлиями и т. д.;
иногда имя женщины могло быть образовано от третьего имени ее отца).
Октавиан
Август очень хорошо относился к Октавии Младшей, которая, как пишет Плутарх,
«была настоящим чудом среди женщин» (Плут. Ант. XXXI).
Октавия
Младшая. Базальт. Париж. Лувр
Октавия
была не только красива, но и добродетельна. Она самоотверженно принесла себя в
жертву политике и позволила брату распоряжаться ее судьбой.
И
Юлий Цезарь, и Октавиан рассматривали семейную жизнь как часть политики и
принуждали своих родных жертвовать личной жизнью ради политики. |
|
Октавиан Август |
|
|
Гай
Октавий родился 23 сентября 63
г. до н. э. в Риме. Он рано потерял отца, и решающую
роль в его жизни сыграло родство с Юлием Цезарем, которому он приходился
внучатым племянником (он был внуком сестры Цезаря).
Октавий
получил хорошее воспитание. Его мать Атия очень следила за поведением сына даже
тогда, когда он достиг совершеннолетия и официально надел мужскую тогу,
национальную одежду римского гражданина.
Он
вел трезвый и воздержанный образ жизни. О его юности историк Николай Дамасский
пишет: «Хотя по закону он был уже причислен к взрослым мужчинам, мать его все
так же не позволяла ему выходить из дома куда-либо, кроме тех мест, куда он
ходил раньше, когда был ребенком. Она принуждала его вести прежний образ жизни
и ночевать в прежнем своем помещении. Только по закону он был мужчиной, а во
всем остальном оставался на положении ребенка» (Ник. Дам. 114, IV (8). |
|
К.Н. Вентцель |
|
|
Согласно
общепринятому определению, Вентцель Константин (см. Константин) Николаевич
[24.11(6.12).1857-10.3.1947, Москва (см. Москва)], русский педагог, теоретик и
пропагандист свободного воспитания. В студенческие годы участвовал в
революционном движении, отбывал тюремное заключение (1885-87). В годы 1-й
мировой войны выступал против милитаризма и шовинизма. По своим философским
воззрениям В. идеалист; его философское кредо выражено в работе "Этика (см.
Этика) и педагогика творческой личности" (т. 1-2, 1911-12). В. принимал
активное участие в работе Педагогического (см. Педагог) общества. В 1896
появилась первая самостоятельная работа В. по педагогике - "Основные
задачи нравственного воспитания". Педагогическая (см. Педагог) концепция
В. (в основном изложена в книге "Борьба за свободную школу", 1906)
выражала протест демократической русской интеллигенции против удушающей
атмосферы, царившей в обществе и школе при самодержавии. |
|
Евпраксия Всеволодовна |
|
|
Евпраксия
Всеволодовна, княгиня-инокиня; возможно, игуменья киевского Андреевского
(Янчина) женского монастыря († 1109).
Дочь
переяславского, а затем киевского князя Всеволода Ярославича (великий князь
Киевский в 1077, 1078—1093) от его второго брака.
В
80-е гг. XI в. была выдана замуж за саксонского маркграфа Генриха Штаденского
(1082—1087). По свидетельству немецкого источника, в Германию Евпраксия прибыла
«с большой пышностью, с верблюдами, нагруженными драгоценными одеждами и
каменьями, а также бесчисленными богатствами». Здесь она получила новое имя —
Адельхайда (Адельгейда).
После
смерти ее первого мужа (июнь 1087) к ней сватается германский император Генрих
IV (1056—1106, имп. с 1084). В начале осени 1088 г. Адельхайда в
качестве «нареченной» невесты императора пребывает в монастыре в Кведлинбурге
под опекой аббатисы Адельхайды, сестры императора. В 1089 г. |
|
Довмонт, князь Псковский |
|
|
Довмонт
(в крещении Тимофей) († 1299), князь Псковский (с 1266), святой.
Князь
Довмонт был по происхождению литовцем. Он княжил на юго-восточной окраине
Литвы, в Нальщи. (По-литовски его имя звучит как Даумантас.) Житие называет его
сыном великого князя Литовского Миндовга; однако, судя по показаниям летописных
источников, Довмонта и Миндовга связывали не родственные отношения, а отношения
свойства: оба были женаты на родных сестрах. Будучи еще язычником Довмонт
оказался одним из зачинщиков жестокой междоусобной войны в Литве. Галицкий
летописец так излагает ход событий.
Когда
умерла жена князя Миндовга, тот послал за ее сестрой, женой Довмонта, призывая
ее отдать последний долг умершей. Та приехала, но, как оказалось, Миндовг звал
ее отнюдь не только для участия в похоронах. «Жена моя, умирая, велела мне
жениться на тебе, чтобы другою женою не огорчить детей»,— сказал он нальщанской
княгине и сделал ее своей супругой. |
|
Добрыня |
|
|
Добрыня
(X в.), воевода князя Владимира Святославича (978—1015), новгородский посадник.
Добрыня
приходился родным дядей князю Владимиру Святославичу: его сестра Малуша,
ключница, «роба» княгини Ольги, стала матерью Святославова сына. Летопись
называет имя отца Добрыни и Малуши, некоего Малъка (Малко) Любечанина (т. е.
жителя Любеча). (Предположения некоторых историков о том, что Добрыня и Малуша
были детьми древлянского князя Мала или тем более внуками воеводы Свенельда, не
выдерживают критики.)
Добрыня
стал «дядькой»-воспитателем («кормильцем») своего племянника, сыграв в его судьбе
определяющую роль. Когда в 969
г., после смерти Ольги, князь Святослав решил разделить
Русскую землю между тремя своими сыновьями, новгородцы именно по совету Добрыни
выпросили себе на княжение Владимира. |
|
Дир |
|
|
Дир,
легендарный киевский князь (IX век); в летописи упоминается только вместе со
своим соправителем Аскольдом.
По
версии «Повести временных лет», Аскольд и Дир были «мужами» («боярами»)
новгородского князя Рюрика. После 862
г. (летописная дата «призвания варягов») они отпросились
у Рюрика к Царьграду (в Константинополь, столицу Византийской империи) «с родом
своим» и, проплывая мимо Киева, обосновались здесь. Князья собрали вокруг себя
«многи варяги» и «начаста владеть Польскою (Полянскою. — А. К.) землею». Их
княжение в Киеве продолжалось, по летописи, до 882 г., когда они были убиты
пришедшим из Новгорода Олегом, захватившим город.
По-другому
рассказывается в Новгородской Первой летописи младшего извода, автор которой
называет Аскольда и Дира родными братьями, но ничего не знает об их пребывании
на службе у Рюрика. Напротив, его рассказ об их появлении в Киеве
хронологически предшествует рассказу о призвании варягов. |
|
Гюрята Рогович |
|
|
Гюрята
(от христианского имени Георгий или Гурий) Рогович (начало XII в.), новгородский
посадник. Занимал должность посадника при новгородском князе Мстиславе
Владимировиче (ранее 1117). Один из собеседников и информаторов летописца,
автора «Повести временных лет».
Имя
Гюряты приведено в перечне новгородских посадников, включенном в текст
Новгородской Первой летописи младшего извода, а также в ряд других рукописей
новгородского происхождения. В различных списках оно занимает 10-е или 11-е
место и помещено между именами посадников Улеба и Микулы (оба в летописях не
упоминаются). Далее в перечне следует имя посадника Добрыни, занимавшего
должность до своей смерти 6 декабря 1117 г. Соответственно, посадничество Гюряты
пришлось на более ранний временной промежуток.
Новгородец
Гюрята Рогович был хорошо известен киевскому летописцу, одному из авторов или
редакторов «Повести временных лет». |
|
Буддист с мечом: Барон Р.Ф. Унгерн-Штернберг |
|
|
«Республиканская
все-Европа придет в Петербург... и
скажет: «Откажитесь от вашей династии или не оставим камня на камне...» ...Но если мы будем сами собой — то мы в отпор опрокинем со славой наних всю Азию...»
К.Н.
Леонтьев, 1888 г.
Более
80 лет назад, 15 сентября 1921 года, в Новониколаевске (ныне — Новосибирск) по
приговору Чрезвычайного трибунала был расстрелян генерал-лейтенант Роман
Федорович Унгерн-Штернберг — один из вождей Белого движения в Монголии и
Забайкалье.
Барон
Унгерн принадлежал к воинственному роду рыцарей и аскетов, мистиков и пиратов,
известному со времен Крестовых походов. Семейные легенды уводят его
происхождение ещё дальше: к началу Великого переселения народов, к эпохе Аттилы
и Нибелунгов, ставшей героическим мифом. Этот потомок крестоносцев родился в
австрийском городе Граце 29 декабря 1885 г. (1) (в то время его родители
путешествовали по Европе). |
|
Давыд Игоревич |
|
|
Давыд
Игоревич (ум. 1113), князь Владимиро-Волынский, Дорогобужский. Активный участник
и инициатор междоусобных войн русских князей в конце XI в.
Сын
владимиро-волынского, а затем смоленского князя Игоря Ярославича († 1060), внук
Ярослава Мудрого.
После
смерти отца остался на положении князя-изгоя, лишенного удела. По сведениям, приводимым
В. Н. Татищевым (их достоверность не подтверждена), получил от своего дяди,
великого князя Киевского Всеволода Ярославича, город Туров. По другим данным,
пребывал во Владимире на Волыни, у своего старшего двоюродного брата князя
Ярополка Изяславича.
18
мая 1081 г.
вместе с князем Володарем Ростиславичем бежал в Тьмуторокань и изгнал отсюда
Ратибора, посадника князя Всеволода Ярославича. В 1083 г. в Тьмуторокань
вернулся из Византии князь Олег Святославич, княживший здесь ранее. Он захватил
Давыда и Володаря, но затем отпустил их на Русь.
По
сведениям того же Татищева, около 1084 г. |
|
Давыд Святославич |
|
|
Давыд
Святославич (ум. 1123), князь Черниговский. Третий (?) сын черниговского князя
Святослава Ярославича от его первого брака с некоей Киликией.
Родился
около 1050 г.
Сохранилось изображение князя Давыда — на известном портрете семьи князя
Святослава Ярославича на миниатюре «Изборника Святослава» 1073 г. Давыд изображен в
числе четырех старших сыновей князя, причем следует третьим — после Глеба и
Олега, но перед Романом.
Имя
Давыда Святославича очень поздно появляется в летописях. К 1095 г. Давыд княжил в
Смоленске, но когда именно он сел на княжение в этот город, неизвестно. В 1095 г. Давыд был переведен
из Смоленска в Новгород, причем в Новгородской летописи об этом говорится как о
некой силовой акции, предпринятой князьями Святополком Изяславичем Киевским и
Владимиром Всеволодовичем Мономахом: «Иде Святополк и Володимир на Давыда
Смоленску, и вдаша Давыду Новгород». |
|
Даниил, игумен |
|
|
ДАНИИЛ,
игумен одного из южнорусских (черниговских?) монастырей, паломник, писатель
(начало XII в.). Известен как автор
«Хождения» — первого дошедшего до нас русского описания путешествия в Святую
Землю (Палестину). «Хождение» получило широкое распространение в русской
письменности и дошло до нас более чем в ста пятидесяти списках, самый ранний из
которых датируется второй половиной XV в.
Биографические
сведения о Данииле практически отсутствуют. Известно лишь, что свое путешествие
он совершил между 1104 г.
(взятие крестоносцами г. Акры, о принадлежности которой Иерусалимскому
королевству говорит Даниил) и 1113
г. (кончина киевского князя Святополка Изяславича,
упомянутого Даниилом). Предлагались и более точные датировки: 1106—1108 (М. А.
Веневитинов) или 1104—1107 гг. (Ю. П. Глушакова). |
|
Даниил Заточник |
|
|
Даниил
Заточник, писатель, автор «Слова», или «Моления Даниила Заточника», одного из
наиболее выдающихся памятников древнерусской литературы (XII или XIII вв.).
Какие-либо
биографические сведения о Данииле Заточнике отсутствуют. Мы не знаем ни когда
он жил, ни кем был. Разные исследователи видели в нем то княжеского холопа, то
«дворянина», то есть члена княжеского двора, впавшего в княжескую немилость, то
дружинника, ремесленника или даже профессионального скомороха. Его сочинение,
написанное в форме послания князю, дошло до нас во множестве списков, которые
распадаются на две отличные друг от друга разновидности, именуемые также
по-разному, — «Слово» и «Моление». Одни исследователи считают их двумя
редакциями одного и того же сочинения, другие — самостоятельными
произведениями, принадлежащими двум разным авторам. Третьи вообще не признают
существования реального Даниила, считая его чисто литературным персонажем. |
|
«Движитель» словарного дела – Сергей Иванович Ожегов |
|
|
Что
иссякло в одном потоке, то могло уцелеть в другом.
Из
«Филологических наблюдений над составом русского языка»
протоиерея
Герасима Павского.
В
истории отечественной филологии XX века есть страницы, казалось бы, всем хорошо
известные. Не потому ли при произнесении имен академиков А. А. Шахматова и Л.
В. Щербы, Б. А. Ларина и В. В. Виноградова, профессоров Н. Н. Дурново и И. Г.
Голанова и многих других всегда возникает благоговейное чувство уважения и
восхищения перед их учеными трудами и немалыми человеческими подвигами. Ведь
жили они в сложную эпоху, крушившую одно и прославлявшую другое. И остаться в
те неспокойные годы самим собой, сохранив веру в науку и ее традиции, быть
преданным и последовательным в своих поступках — все же смогли немногие. И среди
этих имен уже более полувека у всех на устах имя Сергея Ивановича Ожегова —
историка русского литературного языка и лексиколога, педагога, мудрого
наставника и просто живого и близкого многим из нас человека. |
|
Глеб Юрьевич |
|
|
ГЛЕБ
ЮРЬЕВИЧ († 20 января 1171), князь Киевский и Переяславский.
Пятый
сын суздальского князя Юрия Владимировича Долгорукого († 1157) и половецкой
княжны, дочери половецкого хана Аепы.
В
бурных событиях XII века Глеб проявил себя как воинственный и деятельный князь.
Поначалу он выступал как помощник отца, впоследствии поддерживал своего
старшего брата Андрея Боголюбского.
Впервые
Глеб упоминается в летописях под 1147
г.: 25 февраля вместе с братом Борисом перевозит из
Колтеска в Суздаль тело их умершего старшего брата Ивана. В том же году был
послан отцом на помощь новгород-северскому князю Святославу Ольговичу и вместе
с ним принял участие в войне с великим князем Киевским Изяславом Мстиславичем.
Глеб изгоняет из Курска сына великого князя Мстислава и сажает своих посадников
в Курск и некоторые другие города Посемья. Затем он занимает Городец Остерский
— важный пункт на границах Киевской, Переяславской и Черниговской земель. |
|
Блаженная странница |
|
|
Велико
желание начать с сопоставления. Вспомним один литературный сюжет, известную
всем поэму. Ее герой живет в Петербурге обычной жизнью и не думает о том, что
город "над морем основался", пока борьба враждебных стихий не
отнимает у него любимого человека. Это потрясение помрачает его рассудок и он
становится бездомным странником. Чуждый всем, он скитается, но не покидает
города и начинает духовную брань с его основателем, поднявшим "уздой
железной" на дыбы Россию. В этой брани герой одинок - отстаивая лишь
земную правду, он не обращается к Богу и погибает. Так у Пушкина, но в жизни
был и другой пример.
Тот
же город и приблизительно то же время. Герой - женщина, несущая высший по
трудности духовный подвиг юродства Христа ради. Ее брань не против земных
властей, юродивые - люди, жаждущие абсолютной правды. И с помощью Божией она
побеждает. Имя этой подвижницы - блаженная Ксения, петербургская странница и
русская святая. |
|
Сократ |
|
|
В
истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в
древности в сознании людей он стал воплощением мудрости, идеалом мудреца,
поставившего истину выше жизни. Представление о нем как о синониме мудрости,
мужества мысли и героической личности сохранилось и в последующие времена.
Образ Сократа-мыслителя был положен в основу многих произведений литературы и
искусства, начиная с диалогов Платона и кончая памфлетом современного греческого
писателя Костаса Варналиса («Подлинная апология Сократа»), произведениями
русского ваятеля Антокольского, советского скульптора Коненкова, пьесой
российского драматурга Э. Радзинского «Беседы с Сократом» и т. д.
О
Сократе, его личности и учении накопилась огромная литература. И тем не менее в
истории философии, возможно, нет фигуры более загадочной, чем Сократ. Дело в
том, что Сократ не оставил письменного наследства. |
|
Эрнесто Че Гевара - Исторический портрет |
|
|
“Участь
революционера-авангардиста возвышенна и печальна...”
Эрнесто
Че Гевара
Введение
14
июня Эрнесто Че Геваре исполнилось бы 80 лет. Трудно представить легендарного
революционера в этом возрасте. В памяти людей его образ остался воплощением
молодости и революционного романтизма.
Драматическая
судьба этой яркой и удивительной личности, чья жизнь оборвалась в 39 лет,
продолжает волновать многие умы и сердца, особенно молодых. Широко отмеченное в
октябре 2007 года в разных странах 40-летие со дня его гибели показало, что
даже те, кто не разделяет его коммунистические идеалы, отдали дань уважения
"героическому партизану".
До
сих пор остается немало загадочного в биографии этого человека: он родился и
закончил университет в Аргентине, сражался против диктатуры Батисты на Кубе и
стал там министром, затем отказался от своего высокого положения и во главе
отряда кубинских добровольцев воевал в Боливии, где трагически оборвалась его
жизнь. |
|
Глеб Святославич |
|
|
ГЛЕБ
(крестильное имя неизвестно) СВЯТОСЛАВИЧ († 30 мая 1078 или 1079), старший сын
черниговского князя Святослава Ярославича от его первого брака с некоей
Киликией.
Ранее
1064 г. был посажен отцом на княжение в Тьмуторокань — отдаленное русское
княжество на Таманском полуострове, в дельте Кубани. В 1064 г. изгнан оттуда
своим двоюродным братом Ростиславом Владимировичем. В следующем, 1065 г.
Святослав сам отправился в Тьмуторокань и вновь посадил Глеба на княжение.
Ростислав, не желая воевать с дядей, отступил от города, однако когда Святослав
ушел в Чернигов, вторично изгнал Глеба. «И приде Глеб к отцу своему», —
свидетельствует летописец.
После
гибели Ростислава Владимировича 3 февраля 1067 г. жители Тьмуторокани сами
обратились к Святославу с просьбой прислать к ним сына. С этой миссией в
Чернигов направился преп. Никон, будущий игумен киевского Печерского монастыря,
а в то время основатель и игумен тьмутороканского Богородицкого монастыря. |
|
Глеб Владимирович |
|
|
ГЛЕБ
(в крещении ДАВЫД) ВЛАДИМИРОВИЧ († 5 сентября 1015), князь Муромский.
Один
из младших сыновей великого князя Киевского Владимира Святославича, Крестителя
Руси († 15 июля 1015). Согласно летописи, вместе со своим старшим братом
Борисом родился еще до крещения Владимира (т. е. ранее 987/988 г.) от его
жены-болгарыни (причем неизвестно: из Дунайской или из Волжской Болгарии). При
крещении наречен именем Давыд. В позднейших русских источниках (начиная, по
крайней мере, с XVI в.) получила распространение иная версия, согласно которой
Борис и Глеб появились на свет в браке Владимира с византийской принцессой
Анной, порфирородной сестрой императоров-соправителей Василия II и Константина
VIII (989 г.) (об этом сообщают авторы Тверского летописца, т. н. Нового
Владимирского летописца, новгородской Большаковской летописи и др.). Эту версию
принимают и некоторые современные исследователи. Так, в последнее время она
получила развитие в ряде работ польского историка А. В. |
|
<< 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 >> |
|
|
|
|
|
|
|
Анекдот
|
Сейчас не всегда понятно или девушка обиделась и надула губы или это ботекс. |
|
показать все
|
|