Пётр Ильич Чайковский

Жизненный и творческий путь.

Пётр Ильич Чайковский родился 25 апреля 1840 года в заводском посёлке Воткинск, в семье горного инженера, директора Камско-Воткинских заводов. Народные песни – по преимуществу протяжные, лирические напевы рыбаков, часто по вечерам звучавшие с озера, - были первыми, наиболее яркими музыкальными впечатлениями Чайковского. Народного характера мелодии он слышал и дома: мать композитора играла на фортепиано и часто пела популярные песни и романсы.

В десятилетнем возрасте его отдали в петербургское Училище правоведения, которое готовило чиновников для департамента юстиции. В эти годы мальчик ещё больше полюбил музыку. После окончания в 1859 году Училища Чайковский вынужден был поступить на службу чиновником и выполнять не интересные и тягостные для него обязанности. В месте с тем стремление к любимому искусству всё росло, и осенью1861 года, не оставляя службы, Чайковский начал заниматься в организованных в тот год при Русском музыкальном обществе в Петербурге музыкальных классах, а затем, в 1862 году, был принят в только что открывшуюся первую русскую консерваторию.

Страстно и целеустремлённо принялся Чайковский за работу, поражая своих учителей усидчивостью, настойчивостью и исключительной трудоспособностью. В консерватории он занимался под руководством А. Г. Рубинштейна и Н. И. Зарембы. Параллельно с занятиями в теоретических классах Чайковский учился игре на флейте и органе, участвовал в ученическом оркестре консерватории. Выполняя огромное количество учебных заданий, он делал отличные успехи и окончил Петербургскую консерваторию в 1865 году с серебряной медалью, присуждённой ему за сочинённую к выпускному экзамену кантату «К радости» на текст Шиллера.

В январе 1866 года, приняв приглашение Н. Г. Рубинштейна, Чайковский переехал в Москву, чтобы стать профессором Московской консерватории. В Москве его творческая деятельность достигла большого и разностороннего расцвета. Развитию творческого дарования Чайковского в эти годы во многом способствовало его общение с различными выдающимися представителями русской литературы и искусства-

П. М. Садовским, В. И. Живокини (артисты Малого театра), Л. Н. Толстым, В. В. Стасовым, Н. А. Римским - Корсаковым и др.     Так, в общении с представителями передового русского  искусства и при постоянном живом интересе к народному творчеству формировался реалистический музыкальный стиль Чайковского.

К московскому периоду относится создание большого количества самых разнообразных произведений: в числе их – оперы «Воевода», «Ундина», «Опричник», «Кузнец Вакула», балет «Лебединое озеро», три первые симфонии, несколько программных увертюр – фантазий для оркестра (среди них «Ромео и Джульетта» и «Франческа да Римини»), три квартета, Первый фортепианный концерт, вариации для виолончели с оркестром на тему рококо, музыка к сказке Островского «Снегурочка», цикл фортепианных пьес «Времена года» и ряд других камерно-инструментальных сочинений и романсов. В Москве же Чайковским была начата работа над Четвёртой симфонией и оперой «Евгений Онегин» по роману в стихах А. С. Пушкина.

Большая часть произведений московского периода связана с образами русской жизни и природы. В них Чайковский включал подлинные народные песни – русские и украинские. Так, например, записанная им под Москвой с голоса крестьянки песня «Коса ль моя, косынка» вошла в оперу «Воевода». Песня «Сидел Ваня на диване» стала главной темой медленной части Первого струнного квартета. Украинские напевы использованы Чайковским во Второй симфонии Подлинные русские народные песни звучат в финалах Первой и Четвёртой симфоний.

Для значительной части музыки, созданной Чайковским в московский период, характерны светлые, весенние настроения. Нередко в ней проявляется восторженное отношение к жизни (например, в Первом концерте для фортепиано) или же воплощается сердечно-задушевный отклик на поэтические образы природы (цикл «Времена года», первая симфония «Зимние грёзы»). Некоторые сочинения этих лет содержат яркие зарисовки народного быта, живо передают народный юмор и веселье (например, финалы Первой и Второй симфоний). Однако