Здоровьеформирующая функция образования в Российской Федерации (Материалы к разработке национального проекта оздоровления подрастающего поколения России в период 2006-2026 гг.)

Заслуженный работник физической культуры Российской Федерации,  доктор биологических наук, профессор, член-коррес пондент РАО В.К. Бальсевич

Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Москва

Катастрофическое ухудшение качественных характеристик народонаселения Российской Федерации (низкая рождаемость, высокая смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, наркотизма и алкоголизма, снижение общего уровня духовности и нравственности, устойчивая динамика ухудшения показателей физического развития, подготовленности, физической и интеллектуальной работоспособности) становится всё более значимым признаком нарастающего кризиса качества жизнедеятельности значительных масс населения как одного из важных факторов риска для национальной безопасности и надежности условий интеллектуального, нравственного, духовного развития населения, а также экономического прогресса, политической стабильности и роста международного авторитета Российской Федерации.

Самый большой ущерб процессам развития физического воспитания и спорта в СССР и России нанесло лидерство нашей страны в уровне развития систем физического воспитания и спорта, удерживаемое почти на всем протяжении второй половины прошлого века. Системы представлялись самодостаточными, и их "модернизация" носила поверхностный, косметический характер.

Теоретики и управленцы в образовательной сфере не ставили перед политическими и государственными структурами масштабных задач преобразования содержания и инфраструктуры физического воспитания. Нищенское оборудование и убогий инвентарь спортивных залов, отсутствие элементарных санитарно-гигиенических условий, примитивная программно-методическая база, уверенно снижающийся профессионализм и нищенская зарплата учителей физкультуры привели российскую систему физического воспитания к глубокому упадку.

Представители Минздрава CCCР активно сопротивлялись поискам валеологических направлений развития физического воспитания и спорта. В конце концов это привело к утрате интереса данного ведомства и его органов на местах к активному использованию оздоровительного потенциала физического воспитания и спорта для решения профилактических задач здравоохранения. Услугами диспансеризации были осчастливлены лишь учащиеся немногочисленных спортивных школ, в которых в самые лучшие советские времена занималось от 3 до 5 % детей дошкольного и школьного возраста.

Специалисты по подготовке резервов сборных команд сосредоточились на поиске спортивных талантов. В результате их огромное количество, не попавшее на глаза селекционерам, составило основание и остальную массу так называемой пирамиды, с вершины которой было не интересно наблюдать за тем, что происходит с повляющим большинством детей и подростков, лишенных какой-либо возможности приобщения к ценностям спортивной культуры.

Между тем в настоящее время уже известны высокие наукоемкие технологии стимулируемого развития физического потенциала человека, отработанные в спорте высших достижений и в системе подготовки его резервов. Их эффективность разительно превосходит результативность традиционного школьного физического воспитания. Известны и хорошо отработаны методы выявления предрасположенности ребенка и подростка к тому или иному виду спортивной или общеразвивающей и оздоровительной тренировки. Реальные возможности использования этих инновационных образовательных технологий убедительно подтверждены в масштабных экспериментах по реализации идеи спортивно ориентированного физического воспитания, проведенных в Омске, Сургуте, Чайковском, Ижевске, Перми, Тобольске, Иркутске, Самаре, Набережных Челнах, Чебоксарах, Краснодаре, Ставрополе, Томске, других городах и населенных пунктах сельской местности.

Отсутствие серьезной государственной поддержки внедрения инновационных технологий повышения качества жизнедеятельности народонаселения России, обеспечивающих активизацию процессов освоения здоровьеформирующих ценностей физической и спортивной культуры в массовой общеобразовательной школе становится все более актуальной социальной проблемой. От ее разрешения во многом зависит выбор масштабных стратегических путей освоения ценностей физической и спортивной культуры как наиболее перспективных пространств здоровьепостроения, необходимого для всех и для каждого.

Отдельно следует остановиться на господствующей ныне научной и управленческой парадигме "здоровьесбережения" или "здоровьесохранения" детей, подростков и молодежи, обучающихся в образовательных учреждениях России.

По разным данным Министерств образования , и здравоохранения количество практически здоровых выпускников российской школы колеблется от 10 до 15 %. В связи с этим трудно понять, что же собираются "сберегать или сохранять" наши ученые и управленцы, работающие в этих сферах ...?! Похоже, что парадигма сохранения или сбережения здоровья подрастающего поколения стала настолько несоизмеримой с реальной действительностью, что потеряла всякий практический смысл.

Общий смысловой и методологический формат нашей исследовательской гипотезы состоит в том, что известный нам и подтвержденный многими другими учеными [1] алгоритм сенситивностей в процессе морфологического, функционального и моторного развития человека может оказаться природно детерминированным "расписанием" адекватности педагогических воздействий специфического содержания, объема и интенсивности физических нагрузок здоровьеформирующей направленности на этапах интенсивного становления его кинезиологической индивидуальности.

Опираясь на многочисленные научные данные и многолетние подтверждения валеологических, социально - психологических и деятельностных преимуществ людей, активно занимавшихся спортом в детском, юношеском и пожилом возрасте, по сравнению с их сверстниками, по разным причинам лишенными этих возможностей, можно предположить, что существенное увеличение числа детей и подростков, активно осваивающих ценности физической и спортивной культуры (от нынешних 2-5% до 80-85%), позволит в исторически короткий срок (15-20 лет) существенно улучшить качественные характеристики здоровья, психофизического состояния и общей социально -позиционной, поведенческой, интеллектуальной, нравственной и этической культуры жизнедеятельности с их последующей положительной динамикой в контингентах населения среднего, старшего и пожилого возраста.

В 1996 г. в созданном по инициативе Отделения образования и культуры Российской Академии Образования Проблемном совете по физической культуре и спорту была разработана, а в последующие годы настойчиво воплощалась в образовательную практику "Концепция физического воспитания и спортивной подготовки детей, подростков и молодежи России". С тех пор были проведены масштабные исследования и эксперименты в указанных в данной концепции приоритетных направлениях поиска инновационных технологий физического воспитания детей, подростков и молодежи [1 - 4, 6, 8].

Есть основания полагать, что в настоящее время близится к завершению работа по созданию теоретической базы таких инновационных технологий. Найдены и апробированы новые формы организации физического воспитания. В многочисленных экспериментах и в педагогической практике подтверждена их эффективность [1, 3, 5, 6, 8, 9,11].

Эти работы внесли заметный вклад в формирование новой парадигмы физического воспитания в образовательных учреждениях разного типа, от детского сада до вуза. Вместе с тем они вызвали и ряд серьезных возражений со стороны как приверженцев старой парадигмы, так и сторонников новой, сомневающихся в возможностях ее масштабной реализации на уровне нынешней недееспособности, профессиональной и материально-технической убогости и глубочайшей отсталости инфраструктуры национальной системы физического воспитания подрастающего поколения россиян.

Реальная и эффективная модернизации национальной системы физического воспитания может быть осуществлена только в случае придания ей статуса НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Этот проект должен обеспечить политическую, информационную, правовую, финансовую, проектную и материально-техническую поддержку реализации инновационных организационно-управленческих моделей и новых форм деятельности государственных, муниципальных, учрежденческих систем, а также коммерческих и общественных структур по массовому привлечению к активным занятиям физической культурой и спортом детей, подростков и молодежи России в государственной системе обязательного физического воспитания.

Для достижения этой цели в ходе реализации данного инновационного проекта необходимо решить следующие задачи:

1. Разработать и принять "Закон о физическом (и спортивном) воспитании подрастающего поколения населения Российской Федерации".

2. Обеспечить правовую и финансовую поддержку мероприятий по модернизации физического воспитания подрастающего поколения на уровне затрат на еженедельный объем 6 (шести) часов регламентированных учебно-тренировочных занятий за пределами академического расписания образовательных учреждений всех типов.

3. Обосновать стратегию организации процесса интенсивного освоения ценностей физической и спортивной культуры в условиях массового физического воспитания и спортивной подготовки.

4. Разработать систему управления механизмами и регламентом развития процессов функциональной интеграции ведомств и учреждений физической культуры, спорта, образования и здравоохранения на государственном и муниципальном уровнях для конструктивной совместной деятельности по повышению здоровьеформирующей и здоровьесберегающей эффективности массового физического и спортивного воспитания детей, подростков и молодежи.

5. Разработать стимулы деятельностного формирования новой инфраструктуры массового физического воспитания и спортивной подготовки детей, подростков и молодежи в образовательных учреждения